«Циолковский и Оберт. Сплетения судеб, событий, эпох»: фоторепортаж
Открытая 13 декабря в Калужском музее космонавтики им. К. Э. Циолковского выставка «Циолковский и Оберт. Сплетения судеб, событий, эпох» показывает, как развивалась теория полета в космос, через историю жизни и деятельности двух великих ученых — Константина Циолковского и Германа Оберта.
В открытии выставки принял участие российский летчик и космонавт, бывший рекордсмен по суммарной продолжительности пребывания в космосе Сергей Авдеев.
Выставку открывал руководитель петербургской группы программы «Марс 2030», ученый, разработчик технологии и аппаратов жидкостного дыхания Андрей Филиппенко.
Огромное влияние на судьбы Константина Циолковского и Германа Оберта оказало произведение «Путешествие на луну» французского писателя-фантаста Жюля Верна.
Оба ученых, разница в возрасте которых составляла 37 лет, приблизительно в одинаковом детском возрасте ознакомились с романом фантаста.
Публикация первых трудов К. Циолковского состоялась в 1903 году.
Труды К. Циолковского 1903–1920 годов убедительно демонстрируют его первенство в разработке теории ракетно-космического полета.
Популяризация идей К. Циолковского в России началась задолго до первой публикации Германа Оберта в 1923 году.
Первая книга Германа Оберта увидела свет в 1923 году.
С 1920 года Г. Оберт работал над «Полной теорией ракеты», в общем повторявшей исследования К. Циолковского, но с более детальными и сложными вычислениями.
В Мюнхене в июне 1923 годы вышла книга Г. Оберта «Ракета в межпланетном пространстве». В ней были представлены детальные технические планы создания жидкостных ракет.
Книга Г. Оберта упала на благодатную почву набирающих в России силу идей покорения космических просторов. Его цитировали, его развивали, на него ссылались. С 1924 года количество публикаций в России о космонавтике постоянно росло.
В Германии же нашлось много последователей и популяризаторов К. Циолковского, но издатели (!) посчитали, что его труды устарели, и не пустили переводы работ К. Циолковского и его последователей в свет.
Герман Оберт писал, что не даст погаснуть огню, зажженному Константином Эдуардовичем. Циолковский ответил: «Я в восторге, имея таких последователей, как Вы».
У Циолковского и Оберта были два выдающихся последователя. Последователем Циолковкого был великий советский ученый, конструктор и создатель ракет С. П. Королёв. Учеником Оберта был создатель ракет «Фау-2» в нацистской Германии, а затем руководитель американской космической программы Вернер фон Браун.
Герман Оберт консультировал Фрица Ланга во время постановки сцены взлета ракеты в фильме «Женщина на Луне». В четырехчасовом фильме научная правдоподобность была принесена в жертву увлекательности сюжета и игре страстей на лицах героев немого кино. Поэтому астронавты вышли на поверхность Луны без скафандров.
Константин Циолковский был соавтором сценария научно-фантастического фильма «Космический рейс» Василия Журавлева, вышедшего в 1935 году. Циолковский не допускал никаких антинаучных искажений в фильме.
Подводя итог выставки, ее создатель, член комиссии Российской Академии наук по разработке научного наследия К. Э. Циолковского, Татьяна Желнина отметила, что Константин Эдуардович Циолковский заложил основы теории ракетно-космического полета. А Герман Оберт опубликовал первые в мире проекты ракет и является основоположником ракетного проектирования.
На выставке были представлены личные вещи, книги, документы и переписка Константина Циолковского и Германа Оберта.