День науки: в Петербурге прошли «Нобелевские чтения»

Изображение: © Красная Весна
Дом ученых. Санкт-Петербург
Дом ученых. Санкт-Петербург

С достижениями мировой науки, отмеченными в 2017 году нобелевскими премиями, ознакомили общественность петербургские ученые 8 февраля в Доме ученых, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Заседание, приуроченное ко Дню науки и дню рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, открыл академик Александр Ноздрачев, расказав о истории нобелевских премий, а также о Доме ученых. Дом ученых был образован по инициативе Максима Горького как организация научной интеллигенции 31 января 1920 года. Петроградской комиссии по улучшению быта ученых для размещения новой организации был передан Дворец Великого князя Владимира Александровича, в котором Дом ученых находится и поныне. В то сложное время приписанные к организации исследователи получали все необходимое для жизни и работы. Сегодня в Доме ученых работает 37 научных секций.

Доктор биологических наук, профессор СПбГУ Марина Чернышёва сделала доклад про американских ученых Джеффри Холла, Майкла Розбаша и Майкла Янга, которые получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине «За изучение молекулярных механизмов, регулирующих циркадные ритмы организма». Исследователи выделили белки, кодируемые так называемыми часовыми генами (clock-генами). Clock-белки присутствуют во всех живых организмах, хотя их состав и различен. Их можно найти во всех клетках организма, они все связаны между собой и работают в околосуточном ритме. Некоторые накапливаются ночью, днем модифицируются, а вечером разрушаются. Работа данной системы белков отвечает за суточные изменения памяти, активности, работоспособности.

Про Нобелевскую премию по химии рассказал доктор биологических наук из Института цитологии РАН Сергей Скарлато. Премию «За разработку методов криоэлектронной микроскопии высокого разрешения для определения трехмерных структур биомолекул в растворе» получили Ричард Хендерсон (Великобритания), Жак Дюбоше (Швейцария) и Йоахим Франк (Германия). Методика криоэлектронной микроскопии состоит в создании сверхтонкой пленки вещества (молекулы вещества не перекрываются и расположены под разными углами), ее быстрой заморозке и последующем фотографировании. Тысячи снимков в дальнейшем обрабатываются специальной программой, позволяющей создать трехмерную модель молекулы. Методика существует давно и ранее были нобелевские премии за исследования, совершенные при ее применении. Сейчас, когда достигнуто высокое разрешение (около 2 Ангстрем), позволяющее увидеть отдельные атомы, премия присуждена тем, кто внес решающий вклад в разработку методики. Дюбоше нашел способ быстрого замораживания пленки, Франк создал программу для обработки снимков и построения моделей, а Хендерсон первый доказал возможность получения изображения отдельных атомов. Докладчик отметил, что это очень дорогая методика. В России есть 2 микроскопа с криоэлектронной функцией.

Доклад члена-корреспондента РАН Александра Иванчика касался работы американских физиков Райнера Вайсса, Кипа Торна и Барри Бариша. Эти исследователи получили премию по физике «За решающий вклад в детектор LIGO и за наблюдение гравитационных волн». Ученые создали прибор, который смог зарегистрировать колебания гравитационного поля, называемые гравитационными волнами. Гравитационные волны приходят на Землю из космоса, где они возникают (например, при слиянии «черных дыр» или звезд). Детектор LIGO основан на задержке луча света при действии гравитационной волны, в его состав входят две трубы длиной по 4 км и система зеркал. На создание детектора ушло около 30 лет. В настоящее время зарегистрировано уже 5 всплесков гравитационных волн и ведется работа по увеличению чувствительности прибора.

Напомним, что средства для присуждения нобелевских премий существуют благодаря завещанию шведского химика, предпринимателя, изобретателя динамита Альфреда Нобеля. Нобель завещал после смерти поместить все свои средства в банк и доходы распределять в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принес наибольшую пользу человечеству.