Новое исследование оспаривает традиционную теорию происхождения государства

Изображение: (сс)
Просо
Просо

Ошибочность общепринятой теории, которая утверждает, что переход от собирательства к земледелию привел к развитию сложных иерархических обществ за счет создания излишков сельскохозяйственной продукции на участках плодородных земель, доказала в своем исследовании команда ученых, 11 апреля сообщает сайт научно-технических новостей Phys.org.

В апрельском номере Journal of Political Economy профессора Джорам Мейшар из Еврейского университета Иерусалима, Омер Моав из Университета Уорика и Луиджи Паскали из Университета Помпеу Фабра опубликовали статью под наименованием «Происхождение государства: продуктивность земли или целесообразность?».

В ней они показывают, что высокая продуктивность земли сама по себе не приводит к развитию государств, взимающих налоги. Ключевым же фактором возникновения иерархии является внедрение именно зерновых культур.

«Наше эмпирическое исследование с использованием множества наборов данных, охватывающих несколько тысячелетий, демонстрирует причинно-следственный эффект выращивания зерновых на иерархию, но не обнаруживает аналогичного влияния от продуктивности земли», — пишут авторы статьи.

Они считают, что поскольку природа зерновых требует, чтобы их собирали и хранили в доступных местах, это облегчает их использование в качестве налога в сравнении с корнеплодами, которые менее пригодны для длительного хранения.

Исследователи, используя эмпирические данные, полученные из множества наборов данных, которые охватывали несколько тысячелетий, демонстрируют причинно-следственное влияние, которое оказывало выращивание зерновых культур на возникновение иерархии, и не обнаруживают аналогичного влияния от продуктивности земель.

Исследуемые ими данные включали уровень иерархической сложности общества; географическое распределение диких родственников одомашненных растений; а также пригодность земель для различных культур. Ученые по ним пытались выяснить, почему в некоторых регионах хорошо функционирующие государства так и не возникли, несмотря на тысячи лет успешного ведения сельского хозяйства. И почему в других местах возникли такие государства, которые взимали налоги и обеспечивали защиту жизни и имущества.

«Используя эти новые данные, —сообщил профессор Паскали, — мы смогли показать, что сложные иерархии, такие как сложные вождества (автономные политические единицы, состоящие из несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя — прим. ИА Красная Весна) и государства, возникли в районах, где зерновые культуры, которые легко обложить налогом и экспроприировать, были де-факто единственными доступными культурами».

Он отметил парадоксальную ситуацию, когда общества, проживавшие на наиболее продуктивных землях, где кроме зерновых культур в изобилии произрастали корнеплоды и клубни, не создавали государственных структур.

В качестве одного из примеров исследователи в статье использовали естественный эксперимент Колумбийского обмена — обмена культурами между Новым и Старым Светом в конце XV-го века, который коренным образом изменил продуктивность земель и привел в большинстве стран мира к преимущественному выращиванию зерновых культур по сравнению с корнеплодами и клубнями.

Профессор Моав заявил: «Мы бросаем вызов традиционной теории производительности, утверждая, что не увеличение производства продуктов питания привело к возникновению сложных иерархий и государств, а, скорее, переход к зависимости от доступных зерновых культур, которые облегчают налогообложение формирующейся элите. Когда стало возможным присваивать урожай, появилась налоговая элита, и это привело к государству».