1. Культурная война
  2. Наука и культура
Уфа, / ИА Красная Весна

Изображение двугорбого верблюда обнаружено в пещере Шульган-Таш (Каповой)

Изображение: (cc) Marandela
Голубое озеро. Капова пещера. Заповедник Шульган-Таш. Башкирия
Голубое озеро. Капова пещера. Заповедник Шульган-Таш. Башкирия

Изображение двугорбого верблюда обнаружено международной экспедицией в пещере Шульган-Таш (Каповой). Об этом участники экспедиции рассказали на пресс-конференции в медиацентре «Россия», 27 ноября сообщает Башинформ.

Работы по очистке и реставрации стен пещеры ведутся под руководством ученого из Франции Эудальда Гуиламета, специалиста по палеолитической живописи.

Исследователи занялись участком, где находится панно «Лошади и знаки» — в зале Хаоса, — продолжив начатую в 1970-е годы работу экспедиции О.Н. Бадера. Тогда под слоем кальцита обнаружились черты, похожие на антропоморфа, и несколько линий, похожих на ноги. Нынешняя экспедиция продолжила начатое.

«Мы продолжили работы по снятию слоя, и у антропоморфа начали появляться горбы. Оказалось, что это чудесный верблюд — единственное в своем роде пещерное изображение не только в России, но и в мире. Вы, несомненно, можете быть горды своей уникальной пещерой», — сказал Эудальд Гуиламет.

Изображение верблюда в живописи каменного века — большая редкость. Науке известны изображения лишь на гравировке мамонтового бивня в Западной Сибири и в пещере Хойт-Ценкер Агуй в Монголии.

«Уран-ториевое датирование образца кальцитового натека части данной композиции в Каповой пещере показало временной интервал от 14 до 37 тысяч лет назад», — говорится в сообщении. Новое открытие ставит пещеру Шульган-Таш в один ряд с известными пещерами мира: Альтамира в Испании, Ласко, Шове, Арси-сюр-Кюр во Франции.

«В указанный период климат на территории Южного Урала был более суровым и холодным, что может рассматриваться как благоприятный фактор для расширения ареала обитания верблюдов. Тундро-степные пространства были значительно большими, чем сейчас, активнее рассекали лесные массивы. Следовательно, верблюды имели больший ареал обитания, чем ныне. Они соседствовали с мамонтами, шерстистыми носорогами и другими животными, чьи образы составляют изобразительный ряд искусства ледниковой эпохи и представлены в пещерной живописи Шульган-Таш», — поясняют ученые значение находки.

Ученые из Института археологии исследовали материал, который использовался древним мастером. Просмотр изображения в инфракрасном и ультрафиолетовом излучениях показал, что рисунок выполнен краской из смеси красной охры и угля. Части изображения отличаются по оттенку: центр рисунка — насыщенного бордово-красного цвета, по краям — оранжевого. Вероятно, произошло вымывание угля.

«Техника исполнения рисунка очень совершенная, пропорции идеальные, формы изображенного животного — правильные, первый горб круглый, второй слегка квадратный, небольшие шерстинки на животе представлены в виде точек. Художник был неплохим, его можно поставить в один ряд с Леонардо да Винчи. У автора рисунка были четкие идеи в голове. Судя по всему, он рисовал по памяти и видел не одного верблюда, а гораздо больше. Он даже позволил себе некоторые вольности — черную линию под подбородком», — делится впечатлениями Эудальд Гуиламет.

Ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет утверждает, что это уникальный объект, равного которому нет в России.

«В России больше нет памятника такого уровня яркости изобразительного материала, как Капова пещера, где представлен устойчивый репертуар образов: набор геометрических знаков, лошади, мамонты, шерстистые носороги, и каждый рисунок уникален. Но то, что мы сейчас увидели, это только некоторые части картины. Возможно, руки реставратора в ближайшем будущем раскроют те тайны, которые скрыты под слоем кальцита», — говорит специалист.

Напомним, что реставрационные работы с панно «Лошади и знаки» продолжатся в мае-июне 2018 года. Проба на небольшом участке 5 на 5 см, сделанная учеными в конце сезона, показала, что рядом с верблюдом, скорее всего, находятся и другие изображения.

Напомним также, что ученые давно говорят о неблагоприятном антропогенном воздействии на пещеру. Не считая настенных надписей, сделанных в прошлые годы туристами, тревогу бьют микробиологи, решается вопрос о консервации пещеры. На следующий год запланировано начало строительства историко-культурного музея при пещере, где разместят копии ее полостей.