Счетная палата США: расходы на истребитель F-35 зашкаливают
Расточительные, контрпродуктивные расходы — это угроза военной готовности США, которая должна быть искоренена сейчас, прежде чем на будущее поколение налогоплательщиков ляжет бремя «расходов на обеспечение жизнедеятельности». Это всего лишь один из выводов, которые вытекают из только что опубликованного отчета Счетной палаты США (GAO), анализирующего многочисленные изъяны программы создания единого ударного истребителя F-35, пишет 28 мая эксперт издания Washington Examiner Кевин Муни.
С учетом того, что в ответ на пандемию COVID-19 государственные расходы производятся на беспрецедентном и опасном уровне, настало время для администрации Трампа искать способы компенсировать влияние будущих усилий по стимулированию экономики.
Основные выводы из отчета GAO должны дать разработчикам оборонных планов веские основания нажать на кнопку «пауза». Им не нужно вдаваться в далекую историю программы, чтобы увидеть, что она пошла наперекосяк.
С 2018 по 2019 год, по данным GAO, общая смета расходов на программу F-35 увеличилась на $22 млрд: с $406 до более чем $428 млрд.
Эти затраты предположительно связаны с необходимостью обновления технических параметров и программного обеспечения. Но когда же все это закончится? Ответ, по-видимому, — никогда, поскольку затраты на приобретение истребителя — это только начало. Расходы на поддержание жизнедеятельности, на поддержание работы программы после ее активации в течение запланированного 66-летнего жизненного цикла, просто сногсшибательны. GAO сообщает, что общая стоимость программы F-35 превысит $1,6 трлн.
А как обстоит дело с боеготовностью? Есть ли аргумент в пользу того, что F-35 даст Соединенным Штатам критическое преимущество, необходимое им в войне 21-го века, которое оправдывало бы непомерные затраты? И снова выводы GAO убедительно свидетельствуют об обратном. На самом деле программа F-35 изобилует тысячами «недоработок», которые непосредственно влияют на ее боевые возможности.
«К 2019 году должностные лица программы испытаний F-35 выявили более 3200 недостатков», — говорится в докладе GAO. «Это конкретные случаи, когда система оружия либо не соответствует требованиям, либо когда выявленные дефекты могут повлиять на безопасность, пригодность или эффективность системы оружия».
Перспективы усовершенствования и модификации F-35 до такой степени, что он станет надежной боевой машиной, весьма мрачные. Диагностическая система Lockheed Martin Corp стоимостью $17 млрд, используемая для анализа F-35 и выявления потенциального брака, нуждающегося в исправлении, сама пронизана дефектами. Ремонтные бригады на военных базах, как сообщается, тратили в среднем от 5 000 до 10 000 часов в год на отслеживание информации, которую диагностическая система должна была отслеживать автоматически.
Неудержимо растущие расходы на F-35 не ускользнули от внимания президента Трампа, который написал в твиттере о многочисленных проблемах истребителя. Сейчас самое время для него прекратить этот дорогостоящий бардак, который высасывает ресурсы из других жизненно важных проектов, заключает Муни.