Психолог пояснила, как восстановить «стертую» COVID-19 память

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931

Проблемы с памятью возникают даже у пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию в легкой форме, но паниковать не надо, заявила клинический психолог Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И. П. Павлова Мария Мальцева, сообщает 8 апреля «Доктор Питер».

Клиника ПСПбГМУ принимала пациентов с COVID-19 и в первую, и во вторую волну пандемии. Мальцева отметила, что проблемы с памятью и вниманием специалисты замечают практически у каждого, кто обращается за реабилитацией или другой помощью к специалистам после коронавирусной инфекции, в том числе и перенесенной в легкой форме. Сначала считалось, что это последствия гипоксии у тех пациентов, которые прошли через реанимацию и кислородную поддержку. Но затем выяснилось, что дело в другом.

«У коронавируса — все признаки нейроинфекции. У меня были даже пациенты, которые перенесли COVID-19 бессимптомно — только тест был положительным, а память все равно пострадала», — сообщила Мальцева

Психолог отметила, что коронавирус влияет на память независимо от возраста больного. По ее словам, страдают даже 15–16-летние пациенты. При этом она отметила, что с памятью и у здоровых подростков в настоящее время не все в порядке. Они в принципе плохо запоминают, поскольку не вынуждены, как раньше старшее поколение, держать в памяти номера важных телефонов, адреса.

«Поколению гаджетов это не нужно: номера — в телефоне, адреса — в навигаторе, они практически ничего не держат в голове. И это становится еще большей проблемой, если ребенок чем-то заболевает. После COVID-19 у них страдает способность к запоминанию. Называешь им 10 слов и просишь повторить через час — они не помнят 9 из 10. Для пожилого человека это сравнимо с глубокой деменцией. А речь идет о вполне здоровых детях, не двоечниках», — пояснила Мальцева.

По мнению специалистов, коронавирус «выводит из строя» память избирательно: У одних страдает зрительная память, у других — слухоречевая, у третьих — пространственная. При этом время возникновения проблемы трудно определить, поскольку во время болезни человек лежит в постели и редко пользуется памятью. Все проявляется позже, когда больной начинает отходить от кровати и выполнять более сложные бытовые действия.

«Вдруг обнаруживается, что он забыл номера телефонов, которые раньше помнил наизусть, не может вспомнить имена родственников или как выглядят соседи, с которыми прожил рядом 15 лет. Наши пациенты признавались, что не узнали в лицо соседей — те с ними здоровались, а они долго не могли понять, кто это. После подсказки, конечно, вспомнили, но такие провалы в памяти людей сильно пугают», — рассказала психолог.

Мальцева сообщила, что после COVID-19 страдает не только память, но и способность сконцентрироваться на чем либо. По ее словам, это связано, поскольку люди не запоминают то, на чем не концентрируют внимание. «Некоторые, к примеру, отказываются после болезни садиться за руль — замечают, что слишком часто пропускают опасные моменты на дороге», — добавила медик.

Психолог подчеркнула, что если человек заметил похожие проблемы, ему не нужно паниковать, поскольку после несложных тренировок, как правило, это проходит, если речь не идет о тяжелых нарушениях, когда требуется госпитализация и лекарственная терапия.

«Речь о пациентах, которых выписали после болезни и которые могли сразу не заметить какие-то неприятные изменения. Как они обычно обнаруживаются? Человека начинает раздражать, что он начинает все делать слишком медленно, часто отвлекается, забывает, куда шел или где оставил ключи. Как правило, легкие нарушения сопровождаются фоновым раздражением. Если оно есть и ассоциируется с забывчивостью, надо действовать — после простых тренировок все проходит», — сказала психолог.

Она подчеркнула, что главное — не игнорировать проблемы и не ждать, «пока само как-нибудь пройдет», поскольку из-за проблем с памятью человек испытывает стресс, который, в свою очередь плохо влияет на память. Человек испытывает стресс из-за проблем с памятью, а чем выше стресс — тем хуже запоминается. «Получается замкнутый круг, который в итоге может закончиться тревожным расстройством», — предупредила Мария Мальцева.

Психолог отметила, что упражнения для восстановления памяти подбираются индивидуально, в зависимости от того, что именно пострадало. Но можно тренироваться и самостоятельно, если все относительно неплохо, поскольку хорошо помогают даже примитивные тренинги. Мальцева дала семь простых упражнений для тренировки памяти.

— для восстановления слухоречевой памяти нужно учить цитаты, стихотворения;

— записать на бумажке 3-5 слов, спрятать, а затем через час попытаться вспомнить, что было написано, проверить по бумажке;

— внимательно читать про себя или вслух классическую литературу, и после того, как сложносочиненное предложение с различными оборотами прочитано, пытаться всё удержать в памяти и «сложить» смысл;

— для тренировки зрительной памяти хороша детская игра: один раскладывает на столе в определенном порядке предметы, другой запоминает, как и что лежит, потом предметы меняются местами, человек должен найти изменения;

— полезны для памяти и другие игры — в слова, в карты или домино;

— считать чаще в уме, начинать со сложения и вычитания маленьких чисел, постепенно повышая сложность вычислений;

— для ориентировочной памяти ходить на работу или в магазин новым маршрутом, запоминая по пути названия улиц, необычные дома и предметы.