Техники на авиабазе США по ошибке подожгли самолет за $250 млн
Американские техники по обслуживанию суперсовременных истребителей F-22 забыли повесить табличку «Не включать» и подожгли самолет, 12 июля сообщает Military.com.
Серия последовательных ошибок технического персонала базы ВВС США Неллис привела к «происшествию класса А» — пожару на истребителе F-22 Raptor и нанесению ущерба в $2,7 млн.
Согласно отчету, специалисты по техническому обслуживанию приступили к устранению широкого списка проблем в аппаратной части и в области программного обеспечения. На определенной стадии обслуживающий персонал удалил патрубок отвода выхлопных газов вспомогательной силовой установки, который безопасно выводит чрезвычайно горячие газы за пределы самолета.
Однако, обслуживающий персонал не поместил на соответствующие выключатели требуемых по инструкции оранжевых табличек с предупреждением «удалить перед запуском», которые хоть и не помешали бы запустить двигатель, но хотя бы могли навести на мысль о том, что существуют причины, по которым запуск двигателя запрещен или опасен. Не были установлены и защелкивающиеся хомуты, задача которых предотвращать случайный запуск турбин.
В результате, через несколько дней кто-то запустил вспомогательную двигательную установку F-22 со снятым выхлопным каналом. Раскаленные газы, истекающие из сопла, попали прямо в колесную нишу левой основной стойки шасси, тогда как правильно установленный воздуховод мог бы безопасно отвести их за пределы самолета.
Как сказано в материалах расследования, один из техников, сопровождавших следователей, заявил, что вообще не знал до сего момента про существование каких-то защитных хомутов. А другой сопровождающий сказал следователям, что их установка сложна и потому часто не выполняется.
Когда из выхлопного отсека повалил дым, обслуживающий персонал, продолжая множить несчастья, попытался запустить диагностику и просмотреть коды предупреждений. Пожар прекратился только после того, как специалист по обслуживанию вручную отключил блок питания.
Перегрев повредил планер F-22, электронные системы, проводку, гидравлику и окружающие конструкции, а также выхлопной отсек вспомогательной силовой установки.
В отчете также говорится, что F-22 слишком сложный самолет, в результате чего «огромное количество данных», обрабатываемых одним специалистом по обслуживанию, увеличивает вероятность ошибок.