Экономист объяснил, чем для России плох глобальный рост цен на нефть

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Нефтяная безопасность
Нефтяная безопасность
Нефтяная безопасность

Повышение цен на нефть создает скорее негативное влияние на российскую экономику, несмотря на рост прибылей нефтедобывающих и нефтеэкспортирующих компаний, заявил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев 19 апреля корреспонденту ИА Красная Весна.

Говоря о росте цен на нефть на фоне эскалации на Ближнем Востоке, Михаил Беляев предложил рассмотреть как факторы роста прибылей нефтеперерабатывающей отрасли, так и влияние роста цен на энергоносители в экономике страны. «Россия является экспортно-ориентированной по энергоносителям страной, значит, если она продает нефть и прочие энергоносители на внешнем рынке, получает дополнительные от этого деньги, то это для России хорошо».

В то же время, экономист отметил, что серьезную выгоду от экспорта нефти в первую очередь получают крупные нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие компании.

«Надо понимать, что какие бы крупные экспортеры ни были, в первую очередь дополнительный доход получают именно они, и он не всегда транслируются в общее благосостояние страны. Бюджет, конечно, получает несколько больше, потому что уплачивается больше налогов, поскольку прибыль этих компаний растет, но пропорция выручки и пропорции налогов это разные вещи», — сказал Беляев.

Эксперт подчеркивает, что сегодня в экономике России отсутствует четкая граница между внутренним и внешним рынками, в отличие от советских времен. Он пояснил, что повышение цен на энергоресурсы влияет как на внешний, так и на внутренний рынок. В результате все отрасли, являющиеся потребителями этих продуктов, страдают от увеличения цен.

«Если повышается цена на нефть, на энергоносители, значит, она повышается и внутри страны. От повышения цены на нефть, на энергоносители и на производные от этой самой нефти продукты страдают все остальные отрасли, которые являются потребителями этого самого продукта, а именно бытовой сектор, физические лица, автомобильный транспорт и промышленность», — заявил Беляев.

В итоге увеличение издержек перекладываются на конечного потребителя. Это становится причиной инфляции, с которой Центральный банк пытается справиться, повышая ключевую ставку.

«Растут издержки, они их переносят на цены, и, значит, это является очень серьезным инфляционным фактором, образующим инфляцию со всеми вытекающими отсюда последствиями уже второго порядка. Центральный банк, видя рост инфляции, повышает ключевую ставку, что еще больше затрудняет развитие экономики», — добавил аналитик.

Эксперт отметил, что рост цен на нефть выгоден крупным нефтедобывающим компаниям, но не является благоприятным для всей страны. Формула «что хорошо для одной компании, то хорошо для страны» не всегда работает и, на его взгляд, уже перестала быть актуальной.

«Стоять на той позиции, что хорошо для одной компании, и второй, и третьей, тем более крупным, и тут же ты это можешь распланировать на всю остальную экономику — это порочный тезис и порочная взаимосвязь», — заключил Беляев.

Отметим, рост цен на нефть происходит на фоне усиления геополитической напряженности. 14 апреля аналитик швейцарского финансового холдинга UBS Group Джованни Стауново заявил, что рост цен на нефть будет сильно зависеть от реакции Тель-Авива на атаку со стороны Ирана.

Другой эксперт — управляющий директор консалтинговой компании FGE на Ближнем Востоке Иман Нассери — предположил, что цены на нефть могут вырасти еще на $2–5 из-за опасений о действиях Израиля или влияния Ирана на судоходство в Персидском заливе.

С начала 2024 года цены на нефть Brent повысились более чем на 19%.

Также отметим, что, по данным Минэкономразвития, в годовом выражении инфляция в России продолжила расти и на 17 апреля 2024 года составила 7,83% (неделей ранее — 7,79%).