Китай вводит курдский вопрос в игру против Турции — The Diplomat


Отвечая на активизацию риторики Турции в отношении уйгуров, Пекин нацеливается на этнический вопрос, чувствительный для Анкары, 4 декабря пишет японо-американский журнал The Diplomat.

Китайские ранее власти воздерживались от язвительных заявлений в сторону Турции и старались не вмешиваться в острые для Анкары вопросы. Однако то, что произошло в последние месяцы 2021 года, заставило Китай занять иное отношение. Впервые Китай сейчас затрагивает вопросы, которые могут вызывать неудобства у Турции, в частности, курдский вопрос.

Китай вынудили к этому турецкие власти. 22 октября 43 страны, включая Турцию, призвали Китай «обеспечить полное уважение верховенства закона» в отношении мусульманской уйгурской общины в Синьцзяне. Турция впервые поддержала такой призыв.

12 ноября в Стамбуле собрался Тюркский совет, который изменил свое название на Организация тюркских государств. Этот съезд вызвал политическую напряженность в Китае, где проживает около 10 миллионов уйгуров.

Дата создания Организации турецких государств была критической — пожалуй, это был главный вопрос, который волновал Китай. Первая республика Восточный Туркестан, включая часть сегодняшнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, была создана 12 ноября 1933 года; вторая была создана 12 ноября 1944 года.

В результате объявление Организации тюркских государств в тот же день вызвало много вопросов о мотивах турецких властей. Китай чрезвычайно чувствителен к любым намекам на сепаратистские настроения, исходящие от уйгуров, включая призывы к транснациональной этнической идентичности.

24 ноября президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сделал смелое заявление в Организации исламского сотрудничества: «Мы очень внимательно следим за положением уйгуров и других мусульманских меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая».

Эти шаги спровоцировали Китай. Китай обвинил Турцию в нарушении прав человека в Сирии, раскритиковал воздушные операции Турции в Ираке. Китай сосредоточил внимание на регионах проживания курдов и обвинил Турцию в нарушениях прав человека в этих регионах.

Действия Китая ясно дали понять Турции, что Китай ответит, если Анкара продолжит вмешиваться в уйгурский вопрос.

Издание пишет, что игра Китая проста: если Анкара продолжит критиковать Китай по уйгурскому вопросу, то Пекин внесет действия Турции в Ираке и Сирии в международную повестку дня.

Эти продолжающиеся политические события показывают, что китайско-турецкие отношения, вероятно, войдут в тревожный период в будущем. Скорее всего, с усилением присутствия Китая на Ближнем Востоке Пекин может стать важным игроком в курдском вопросе.