Испанский опыт: электронное обучение увеличивает социальное неравенство

Электронное образование увеличивает социальное неравенство. К такому заключению пришли испанские профессионалы, разрабатывающие в настоящий момент электронные платформы для того, чтобы в условиях чрезвычайной ситуации продолжать давать уроки школьникам онлайн, 17 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Даниэль Эстеван разрабатывает систему онлайн-образования в Мадридском автономном сообществе. После введения ЧС в Мадриде госслужащие мобилизировались для того, чтобы предоставить гражданам наилучший сервис, в том числе и в сфере онлайн-образования. Однако по мере реализации форсированного перевода общегосударственной школы в онлайн-режим они наглядно увидели, насколько это усиливает социальное неравенство и сегрегацию, и серьезно этим озаботились.

В соцсетях начали появляться комментарии, указывающие на эту проблему. Работники образования уже выпускают соответствующие заявления. Дело в том, что пока существует очное образование, оно бесплатное, доступное и обязательное для всех, дети находятся на виду у учителей, и учителя могут им помочь в случае проблем или отставания, могут мотивировать и подтягивать отстающих.

В электронной системе образования профессионалы тут же увидели, что часть детей просто выпала из их поля зрения по тем или иным причинам. Для этих детей учителя ничего не могут сделать, и остается только уповать на их сознательность и желание учиться самостоятельно. Иногда учителя думают, что ребенок освоил тему, а на практике оказывается, что это не так. Но время уже упущено и, главное, потеряна мотивация ребенка учиться.

К тому же на первый план вышла проблема, когда работающие родители не могут присматривть за детьми и помогать им. В этом случае ребенок остается наедине с компьютером, и придется надеяться, что он сам будет осознавать важность своего образования, а не начнет играть в видеоигры или смотреть видео в YouTube. Если же ребенок по какой-то причине этого не осознает, он может навсегда выпасть из социума.

Администрация Мадридского автономного сообщества разрабатывает собственную бесплатную платформу онлайн-обучения на основе системы открытого кода Ubuntu. Однако в связи с пандемией коронавируса и объявленным карантинном сейчас вдруг огромное число людей перешло на работу или обучение онлайн, и не подготовленные для этого сервера оказались перегружены.

В этой ситуации администрация сообщества решила обратиться на свободный рынок и начала рассматривать альтернативы между системами Google и Microsoft. 16 марта было объявлено, что администрация наконец выбрала Microsoft, который дал хорошие предложения в связи с кризисом коронавируса.

Это, по мнению специалистов образования, усугубляет проблему еще и тем, что частные компании будут хранить базы данных с подробной информацией о детях, их семьях, оценках, способностях, здоровье и интересах, что в будущем сможет еще больше детерминировать судьбу ребенка, который с раннего детства может быть подвергнут классификации и маркировке, которая может влиять на всю его последующую жизнь.

В связи с этим у многих возникает опасение, что как только система онлайн-обучения будет полностью создана, отработана и отлажена в условиях либеральной экономики и жесткой экономии бюджетных средств во время кризиса, рынок может сделать свое «черное дело», и власти объявят онлайн-обучение реальной альтернативой всеобщему бесплатному образованию. Особенно в малых населенных пунктах, где содержание школ экономически невыгодно.

Поэтому профессионалы разослали заявление, в котором говорится, что онлайн-образование может быть только дополнением, но ни в коем случае не может быть полноценной заменой всеобщему обязательному государственному образованию.