Нейтралитет как решение кризиса Украины предложил вьетнамский полковник

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Спецоперация России
Спецоперация России

Нейтралитет Украины может помочь разрешить украинский вопрос, но он должен быть гарантирован международным договором, заявил бывший директор Центра научной документации Академии народной полиции, полковник Нгуен Минь Там, сообщает 28 марта VnExpress.

Полковник Нгуен Минь Там, изучавший Россию и Восточную Европу, заявил, что нейтрализация Украины может стать окончательным решением. И Европе в целом, потому что это «единственный ответ, который выгоден всем».

Долгосрочный нейтралитет страны выражается в неприсоединении или военной помощи какой-либо воюющей стороне. Заняв нейтральную позицию, Украина не сможет вступить в НАТО, чего она добивалась годами.

При таком варианте Украина развязывает самое узкое место в конфликте с Россией, поскольку установление на Украине долгосрочного нейтралитета является одной из целей специальной военной операции Москвы, прокомментировал полковник.

«Россия хочет установить нейтралитет между собой и странами-членами НАТО, в центре внимания которых находится Украина», — сказал он.

И добавил, что поэтому Россия сослалась на раздел 5, раздел 13 Гаагской конвенции 1907 года и статью 51 Устава ООН, чтобы потребовать долгосрочного нейтралитета Украины.

По словам полковника, российское правительство также считает, что нейтральная Украина — это способ положить конец нынешнему кризису. Об этом варианте говорил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Согласно статье 51 Устава ООН, долгосрочный нейтралитет государства не лишает его права на самооборону. Разделы 5 и 13 Гаагской конвенции 1907 года предусматривают неприкосновенность территорий нейтральных стран, запрещая создание баз и развертывание сил для обслуживания воюющих сторон. Участвующие стороны обязаны уважать суверенное право нейтрального правительства и не применять насилие на нейтральной территории.

В комментарии Channel News Asia профессор Стефан Вольф, эксперт по международной безопасности Бирмингемского университета, Великобритания, сказал, что, исходя из уроков некоторых стран времен холодной войны, нейтралитет может стать «решением» украинского кризиса.

После зимней войны 1939–1940 годов Финляндия и Советский Союз подписали мирный договор, пообещав не «нападать друг на друга и не вступать в союз друг против друга». Парижский мирный договор 1947 года не требовал от Финляндии демилитаризации, а только позволял ей поддерживать вооруженные силы, «достаточные для удовлетворения потребностей внутренней полиции и защиты границ».

Украина декларировала свой нейтралитет с 1991 года, утверждая, что станет «постоянно нейтральным государством, не участвующим ни в одном военном блоке». Это заявление было подкреплено принятием украинским парламентом в июне 2010 года закона, запрещающего Украине вступать в военные союзы.

Однако после переворота на Майдане, в результате которого был свергнут президент Виктор Янукович в 2014 году, Украина начала отказываться от своего нейтрального статуса. Президент Петр Порошенко в конце 2014 года подписал закон об отказе от статуса «не участвующего в военном союзе». В 2019 году Украина изменила свою конституцию, добавив положение, согласно которому она собиралась стать членом НАТО и ЕС.

Полковник Там исходит из того, что для обеспечения нейтральной Украины на долгое время и прочного мира этот нейтралитет должен быть определен многосторонним международным договором и признан под эгидой ООН во избежание самопровозглашения нейтралитет, а затем отречения от него.

Он пояснил, что страна имеет нейтральный статус только тогда, когда он гарантируется международным сообществом, в том числе соперничающими странами, а не только с одной стороны. Поэтому, если только одна из двух сторон, Запад или Россия, гарантирует безопасность Украины после объявления ее нейтралитета, конфликт обязательно продолжится.

«Наиболее подходящей моделью нейтралитета для Украины являются Австрия и Швейцария. Это означает, что статус нейтралитета Украины защищен на международном уровне обязывающей конвенцией с конкретными санкциями против нарушений снаружи и внутри», — подчеркнул Там.

Отметим, 24 февраля Россия начала спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины. Ее целью президент России Владимир Путин назвал «защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима».

С 2014 года в Донбассе от рук украинских военных погибли порядка 14 тысяч человек, среди которых было много женщин, детей и стариков.