1. Социальная война
  2. Реформа судебной системы РФ
Москва, / ИА Красная Весна

КС разрешил судам пересматривать приговоры вопреки позиции прокурора

Изображение: Цитата из х∕ф «Побег из Шоушенка». Реж. Фрэнк Дарабонт. 1994. США
За решеткой
За решеткой

Пересматривать приговоры в связи с вновь открывшимися обстоятельствами вопреки позиции прокурора или при его бездействии в особых случаях разрешил судам Конституционный суд России (КС РФ), 21 декабря сообщается на официальном сайте КС.

Данным постановлением пересматривается конституционность статей 416 и 417 Уголовно-процессуального кодекса (УПК РФ), регулирующих порядок действий прокуратуры и судов при возобновлении производства уголовных дел. Поводом такого пересмотра стала жалоба жителя Уфы Фатхулла Исхакова, осужденного в 1959 году и приговоренного к лишению свободы по обвинению в покушении на убийство по ст. 19 и ст. 136 УК РСФСР 1926 года.

После отбытия 13-летнего заключения Исхаков десятки лет добивался отмены вынесенного в 1959 году приговора, доказывая свою невиновность. При этом он опирался на признания свидетелей, участвовавших в процессе.

Он доказывал, что показания свидетелей были даны под давлением следователей, и те были вынуждены оговорить подсудимого. Он также привел материалы исследований, ставящие под сомнение выводы судебной экспертизы.

В 2012 году один из свидетелей признался в совершении преступления, за которое был осужден Исхаков. Прокурор направил в суд заключение для возобновления дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. Но вскоре после этого прокурор отозвал этот документ и в дальнейшем бездействовал, а без его заключения суды не могут отменить приговор 1959 года и направить дело на новое рассмотрение.

В ответ на жалобу Исхакова Конституционный суд России признал статьи 416 и 417 УПК РФ не противоречащими Конституции, но указал на необходимость изменения трактовки указанных статей. Судьи посчитали, что в судебной практике иногда возникают ситуации, когда прокурор не видит оснований для пересмотра дела, и тогда суды сами могут прийти к выводу, что в старом приговоре содержится фундаментальная ошибка.

В подобных исключительных ситуациях суды должны самостоятельно разрешить вопрос о пересмотре дела вопреки позиции прокурора или из-за ее отсутствия. Но эта возможность не может быть использована для пересмотра уголовного дела с ухудшением положения осужденного.