В Узбекистане новая форма милиции вызвала ассоциации с «нацистской»

Изображение: Дорофеев Ф.А.
Коллаж с образцом новой формы
Коллаж с образцом новой формы

Новая форма для милиции Узбекистана вызвала волну критики граждан. Главное управление внутренних дел Ташкента 25 марта разместило ответ на своей странице в Facebook.

Пресс-службу ГУВД Ташкента задело, что представленная 17 марта этого года новая форма милиции, вводимая в Ташкенте в качестве эксперимента, вызвала у многих пользователей социальных сетей ассоциации с формой нацистов 1940-х годов.

В своей статье «Критика должна быть конструктивной, замечания — корректными», пресс-служба ГУВД Ташкента отмечает, что «оставляя комментарий, мало кто задумывается о тактичности и этичности, готов критически осмыслить предложение и тем более предложить что-то дельное».

Это высказывание не опровергает претензий налогоплательщиков по сути вопроса, переводя полемику в иное русло.

Кроме того представители ГУВД заявили, что «для полиции Польши, Германии, Финляндии и многих других стран цвет и фасон предложенного образца — вполне привычны».

В качестве дополнительного аргумента специалисты по связям с общественностью из ГУВД обвинили критиков в ригидности мышления.

Пресс-служба ГУВД в защиту новой формы также выложила фотографии с образцами полицейской формы почти в 20 странах мира.

Комментарий редакции

Полемика вокруг формы зачастую важна не менее полемики вокруг содержания. В данном случае дизайнеры формы явно совершили ошибку. Ошибку культурную, эстетическую, психологическую и историческую.

Если видят граждане Узбекистана в предлагаемой форме нацистские параллели — то как не объясняй это ригидностью — будут продолжать видеть. «В психологии существует понятие такого свойства психики как ригидность мышления — это противоположность психологической гибкости, склонность придерживаться раз и навсегда принятой программы… Всё новое пугает вас на уровне инстинкта: ожидать неизвестного очень страшно, ведь оно приведет к затратам сил на узнавание».

Нет никаких «затрат сил на узнавание» — форма на то и символ, что культурный код ее считывается мгновенно. Как высокие фуражки командования ВС РФ в 1990-е годы навевали мысль о латиноамериканских армиях, как цвет шинелей российских курсантов тех же лет, пошитых из гэдээровского сукна, сразу же настораживал прохожих. Даже цвет, хотя шинель по форме была вполне «своей».

Отметим, что современные дизайнеры разных стран часто впадают в ошибку «следования общемировой моде» на форму. У каждой культуры свой код, нельзя менять форму, не учитывая истории общества, для которого она создается. Если «для полиции Польши, Германии, Финляндии и многих других стран цвет и фасон предложенного образца — вполне привычны», то это значит, что граждане Узбекистана вполне четко уловили «откуда ветер дует».

Поэтому мы со своей стороны надеемся на конструктивный диалог внимательных граждан братской республики, сохранивших в своей памяти грозные годы войны, и властей Узбекистана, которые оперативно, (но несколько странно) реагируют на вполне справедливую критику своих налогоплательщиков.