1. Экономическая война
  2. Рынок криптовалют
Москва, / ИА Красная Весна

Минфин продолжает работу по легализации криптовалют в России — «Ъ»

Ньюэлл Конверс Уайет. Перестрелка (фрагмент). 1916
Ньюэлл Конверс Уайет. Перестрелка (фрагмент). 1916

Контуры концепции регулирования рынка криптоактивов изложил премьер-министру Михаилу Мишустину в письме министр финансов РФ Антон Силуанов 2 февраля 2022 года, сообщает газета «Коммерсантъ».

Издание утверждает, что тезисы, изложенные в концепции «де-факто согласованы с правительственными ведомствами, включая ФСБ, Росфинмониторинг, ФНС, Минцифры, Минэкономики и аппарат правительства. Таблица разногласий между Банком России и этой позицией приводится в письме Антона Силуанова премьер-министру».

Издание сообщает, что 28 января состоялось совещание у вице-премьера Дмитрия Григоренко с участием представителей ЦБ, минфина, генпрокуратуры и ФСБ. В ходе совещания ЦБ предложил обсудить всесторонний «запрет на операции с частными цифровыми валютами с использованием российских финансовых институтов и инфраструктуры российского финансового рынка».

Издание пишет, что участники совещания решили подготовить проекты сценариев регулирования криптовалютных рынков и оценки предполагаемых последствий реализации этих сценариев к 11 февраля. Минфин взялся к 7 февраля подготовить проекты изменений в Налоговый кодекс и КоАП.

Согласно оценке Силуанова, речь идет о регулировании сектора объемом около 12 млн криптокошельков, в которых лежит криптовалюта на сумму в рублевом эквиваленте (при существующих «предложениях» на криптовалюту) около 2 трлн руб.

Издание указывает на существование оценки Bloomberg, согласно которой граждане России вложили в криптовалюту около 16,5 трлн рублей.

Издание утверждает, что Некоммерческое партнерство «Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) считает, что на операции по майнингу криптовалюты сейчас расходуется порядка 2% электрогенерации Российской Федерации.

Предложение министерства финансов направлено на то, чтобы поучаствовать в «регулировании» этого процесса. Силуанов предлагает криптовалюту легализовать, назвать это «инвестиционным активом», держателей криптовалюты идентифицировать, операции по обмену «крипты» на деньги проводить через сеть уполномоченных банков, со всей этой деятельности брать с участников операций мзду в виде налогов и сборов. Иные операции считать нелегальными, вводить за них административную и уголовную ответственность

ЦБ предлагает криптовалюту запретить, проведение операций с ней криминализовать и преследовать с использованием правоохранительных, силовых и специальных ведомств.

На начало 2021 года 70% специализированных вычислительных мощностей, произведенных для майнинга криптовалюты, базировалось в Китае. Первые попытки регулирования данного «рынка» китайские власти предприняли в 2018 году.

Серьезные меры по ликвидации деятельности с криптовалютой власти Китая предприняли в мае 2021 года. Держателям мощностей было предоставлено непродолжительное время для реализации закупленного оборудования. Основная часть оборудования была вывезена из Китая в течение 2–3 недель в конце лета 2021 года. К осени угроза влияния сферы непонятных активов с неясными центрами эмиссии на финансовую систему Китая была ликвидирована. В настоящее время объемы майнинга в Китае незначительны, обращение криптовалют находится в ведении правоохранительной системы.

Основная часть оборудования была вывезена в Казахстан, Россию и США.