1. Политическая война
  2. Протесты в Иране
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Иранские рабочие не бастуют — Foreign policy

Изображение: Сергей Анашкин © ИА Красная Весна
Рабочие
Рабочие

Рабочие Ирана пока не присоединяются к массовым протестам и не проводят продолжающиеся массовые забастовки, 3 ноября пишут эксперты основатель фонда Bourse & Bazaar Эсфандьяр Батмангхелидж и докторант Калифорнийского университета в Лос-Анджелеса Зеп Калб для журнала Foreign policy.

В течение последних шести недель Иран сотрясают крупные протесты. Смерть Махсы Амини, 22-летней иранской курдки из Саккеза, умершей в больнице после ареста полицией нравов, заставило иранское общество выйти на протесты.

Иранские женщины отстаивают свои права, а иранский народ требует фундаментальных политических перемен.

Но даже несмотря на то, что различные трудовые группы вносят свой вклад в общее дело и призывают к забастовкам, рабочие пока не присоединяются к массовым протестам и не проводят продолжающиеся массовые забастовки, чтобы оказать значительное экономическое давление на власти.

В 1979 году забастовки госслужащих, муниципальных работников и даже рабочих нефтяных предприятий оказали значительное давление на шахское государство и сыграли одну из решающих ролей в революции.

Хэштег «всеобщая забастовка» стал популярным с самого начала протестов. В первые недели закрывались магазины во многих городах, были сообщения о забастовках нефтяников. В конце октября забастовку объявили учителя. Однако эти забастовки не увенчались успехом — ни одна из них не была достаточно крупной, чтобы повлиять на производство товаров или предоставление услуг.

Забастовки на базарах по большей части заключались в том, что владельцы магазинов заколачивали окна, чтобы предотвратить материальный ущерб. Нефтяники ограничились забастовкой небольших групп контрактных работников в основном во время обеденных перерывов или перерывов между сменами. Забастовка учителей ограничилась лишь несколькими классами в Курдистане. Долгожданная всеобщая забастовка так и не состоялась.

Положение рабочих в Иране значительно более шаткое, чем в 1979 году. Так, министерство нефти напрямую нанимает менее трети от всех нефтяников в стране и полагается на поддержку частных подрядчиков. Учителя и врачи из государственного сектора сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны низкооплачиваемых работников частного сектора. После многолетней приватизации в руках государства осталось менее сотни крупных промышленных предприятий. Большинство работников этих фирм нанимаются по временным контрактам.

Разгром независимых профсоюзов, увольнения из-за санкций и экономических проблем, временные контракты — всё это сделало рабочих неорганизованными. В конце 1990-х, например, рабочие смогли мобилизовать свои организации для поддержки лидера-реформатора Мохаммада Хатами. Десять лет спустя сокращение профсоюзов помешало более активным действиям на рабочем месте во время Зеленого движения 2009 года.

При этом власти понимают угрозу, которую может представлять рабочее движение, и принимают меры. Так, в октябре власти призвали менеджеров крупной государственной компании «Хафт таппе» «сделать все возможное, чтобы предотвратить протесты рабочих». В результате за день до того, как рабочие запланировали акцию протеста, компания неожиданно согласилась выплатить задержанную за несколько месяцев заработную плату

Сегодня выступления иранских рабочих носят локальный характер и испытывают серьезный недостаток организации.