Левада-Центр: рекламе по-прежнему не доверяет большинство граждан
Только один процент опрошенных граждан России ориентируется на рекламу при покупке товаров, следует из последнего социологического опроса, опубликованного 3 августа на сайте «Левада-Центра».
При этом 34% граждан ориентируются на собственный опыт, 27% — на низкую цену, 17% — на высокое качество. Известность марки важна для 9%, а рекомендации знакомых — для 7% граждан.
Центр приводит данные по подобным опросам за 2008, 2010, 2013, 2014 и за текущий 2017 годы. В последнем опросе, проведенном среди 1600 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ, можно выделить резкий прирост граждан, ориентирующихся на низкую цену — 27% (тогда как ранее этот показатель колебался в интервале 22–24%). Что очевидно коррелирует с возросшими материальными трудностями у большинства россиян. В то же время с 16% до 29% взлетел интерес к сюжетам рекламных роликов и одновременно с 31–35% до 22–24% упал интерес к информации о новинках и потребительских свойствах товаров или услуг. При этом устойчивое большинство граждан отрицает покупки под влиянием рекламы или говорит об их редкости.
То, что известность марки важнее для более богатых покупателей (13%), чем для средних (9%) или бедных (4%), кажется очевидным. И в три раза большее доверие к рекламе у богатых покупателей, по сравнению с другими группами (3% против 1%), скорее всего связано с их вниманием к «любимым» дорогим брендам, хотя и оно, конечно, по-прежнему ничтожно мало.
Отметим интересный феномен, который подтверждается в том числе и приведенным опросом — крайне малое число граждан признаются во влиянии рекламы на совершаемые ими покупки. Вместе с тем рекламная составляющая в ценах, как правило, значительная, что в условиях жесткой ценовой конкуренции должно быть оправдано. Можно предположить, что решающее влияние на продажи имеет именно неосознаваемое, манипуляционное влияние рекламы, которого большинство гражданин хотели бы избежать.
Напомним, что по оценке комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России суммарный объем рекламы в средствах ее распространения (за вычетом НДС) составил 360 млрд рублей, что на 11% больше, чем в 2015 году. Основную долю рекламного рынка в 2016 году вновь заняло телевидение — 42% или 150,8 млрд рублей. Интернет остается вторым с долей 38% или 136 млрд рублей.
По мнению экспертов Ассоциации, росту рекламного рынка в 2016 году способствовало, в том числе и отсутствие «очередного наплыва законопроектов, которые фактически убивали рекламный бизнес», под которыми имеются в виду законопроекты о так называемой «вредной еде», введении ограничения на рекламу безрецептурных фармацевтических препаратов и некоторые другие.