«Нужно будет очень сильно пересматривать всю систему этики и морали»
О правах на интеллектуальную собственность, появившуюся с привлечением роботов, и возникающих в связи с этим проблемах высказались эксперты площадки «Искусственное искусство: роботы творят», которая прошла 15 ноября в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Основатель Future Foundation, член консультационного совета проекта BeEasy Петр Левич заявил: «Много причин, и творчество искусственных интеллектов далеко не единственная, почему система права, в том числе интеллектуальной собственности, должна быть пересмотрена. Глубинные факторы, которые идут в цивилизации, особенно если реализуется не сценарий будущего как продолжение настоящего… а когда приближаем принципиально иные образы, то кажется, нужно будет очень сильно пересматривать всю систему этики и морали и в том числе презентации этики и морали в правовом поле». Например, сообщил эксперт, в Новой Зеландии уже есть законопроект о правах рек.
«Кажется, мир будущего, пересобранный вне антропоцентричной позиции, требует некоей системы этики и морали, которой мы даже не можем себе помыслить, потому что находимся слишком внутри той системы, которая будет заменена», — подытожил Левич.
С позицией Петра Левича согласился куратор музея Виктории и Альберта из Великобритании Кристиан Волсинг: «Мы должны пересмотреть наше законодательство, кому должны принадлежать интеллектуальные права. Я куратор, я задавался такими вопросами. Для меня это довольно большая проблема часто».
По мнению модератора дискуссии, главного редактора альманаха metkere.com, научного обозревателя сайта «Тайга.инфо»» Ильи Кабанова, вопрос интеллектуальной собственности «очень глубокий, и обществу в ближайшие годы придется найти на него ответ. Каким ответ будет сейчас сложно представить». Он предложил задуматься о том, кто может быть субъектами авторских прав.
Эксперт перечислил возможные субъекты права: с одной стороны, это разработчики программного обеспечения, с другой — это само программное обеспечение, с третьей стороны, это организации, которые финансировали разработки, с четвертой стороны — это люди, которые использовали программное обеспечение для того, чтобы создать то или иное произведение и, наконец, художники, на работах которых искусственный интеллект учился создавать новое произведение.
«Пора об этом задуматься и пора сформулировать ответ. Это касается не только искусства, но и производства. Кто владеет авторскими правами на объекты, собранные на заводе роботами? Почему мы считаем, что это только конструкторы или дизайнеры? Почему не сами роботы?» — поднял вопрос Кабанов.
Напомним, VII Санкт-Петербургский международный культурный форум открылся 15 ноября и продлится три дня. Его участники затронут такие вопросы культурной жизни, как массовые коммуникации, образование, креативная среда и урбанистика, театр и другие сферы культурной жизни. Ожидается участие 30 тысяч участников из 150 стран. Культурный форум прошлого года собрал экспертов из 79 стран.