В ФРГ рассказали о «контейнерных» пробках и дефиците контейнеровозов
Эпидемия коронавируса выводит из равновесия всю транспортную сеть, заявил научный сотрудник Кильского института мировой экономики (IfW) Винсент Штамер, написал 12 октября немецкий журнал Die Zeit.
В интервью изданию Штамер рассказал, что на текущий момент наблюдается не только дефицит контейнеров, но и нехватка контейнеровозов. По его словам, отчасти это связано с ограничительными мерами по борьбе с распространением коронавируса, а отчасти с резко возросшим спросом на товары в Европе и Северной Америке.
По мнению Штамера, в этой ситуации не следует ждать перебоев с поставками продовольствия или товаров первой необходимости. Германия получает большую часть продовольствия из стран Европы. Однако компании, которые зависят от поставок исходных или промежуточных продуктов, могут столкнутся остановками производства.
Штамер заявил, что торговые сети или промышленность пытается компенсировать возможные перебои поставок с помощью увеличения складских запасов. По его словам, давать прогнозы о том, когда ситуация с транспортными сбоями начнет нормализовываться сложно, «я исхожу из того, что первые признаки нормализации мы увидим в первом полугодии 2022 года», — добавил он.
Как пример выхода из равновесия транспортной сети Штамер привел недавний локдаун в китайском порту Нинбо. В августе текущего года китайские власти ввели двухнедельный карантин в порту, после того как у нескольких работников была обнаружена коронавирусная инфекция.
За две недели простоя перед портом сформировалась пробка из судов контейнеровозов. После того, как порт Нинбо вновь заработал, он достаточно быстро разгрузил сформировавшуюся пробку.
После этого множество скопившихся судов почти одновременно вышли в море из Нинбо и потом всем скопом отплыли к портам назначения. В итоге пробка из Китая переместилась к портам Северной Америки и Европы.
Спрос на товары из Китая так высок, что экспедиторы не всегда дожидаются освобождения контейнеров в Европе или Северной Америке. Нередко судовладельцам выгоднее отправлять пустые суда в Китай за новыми партиями товаров, чем дожидаться загрузки контейнерами в Европе или США. «В итоге в Европе и США скапливаются контейнеры, которых не хватает в Китае», — пояснил Штамер.
Спрос на товары из Китая начал расти уже до начала эпидемии коронавируса. Но с началом эпидемии спрос резко вырос. Деньги, которые люди раньше тратили на отпуска, рестораны или кино, они стали тратить на товары потребления. Большая часть из них производится в Китае.
Помимо этого, Китай быстрее всех остальных восстановился после спада спровоцированного эпидемией коронавируса. Большинство товаров перевозится по морю в контейнерах — это самый дешевый способ перевозки товаров. Это приводит к «увеличению объема морских перевозок», — рассказал Штамер.
По словам Штамера, сбои в хрупкой транспортной сети при рыночной экономике компенсируются за счет механизма цен. Пробки в портах стоят денег. На текущий момент срочно переправить контейнер из Китая в Европу стоит в семь раз дороже, чем год назад.
И экспортеры и импортеры вынуждены больше платить за транспортировку товаров. Это поднимает цены для потребителей. Рано или поздно это «приведет к снижению спроса, это (сбои в транспортной сети — прим. ИА Красная Весна) плохо для всех», — добавил он.
Если суда одновременно приходят в порты, это повышает нагрузку на всю логистику. Экспедиторы перевозящие товары вглубь страны также сталкиваются с пробками и тоже повышают цены. В конечном итоге сбои в мировой торговле приводят к удорожанию товаров. А это «конечно влияет на инфляцию», — пояснил Штамер.
По словам Штамера, в 2020 году общий оборот между Китаем и Европой составил 23 млн контейнеров, Из них с помощью железных дорог экспедиторы перевезли всего около 1 млн штук.
Несмотря на то, что с помощью железных дорог экспедиторы экономят до 3 недель времени, железнодорожные перевозки контейнеров значительно дороже морских. Помимо этого «железнодорожные мощности ограничены», — добавил он.
По мнению Штамера, долгосрочным решением проблемы сбоев в транспортной сети может быть увеличение мощностей, в частности увеличение количества судов. Но это рискованное решение.
После преодоления эпидемии спрос на транспортные мощности может сократится. Также могут измениться транспортные цепочки. Это сделает новые контейнеровозы лишними. По этому «судоходные компании ведут себя очень осторожно при заказе новых судов», — подытожил Штамер.