Спекулятивные тенденции повлияли на повышение инфляции в 2022 году
Спекуляция сыграла значительную роль в повышении инфляции в течение 2022 года. Анализ финансовых отчетов многих крупнейших предприятий Великобритании показал, что их прибыль намного опережала рост издержек, что способствовало росту инфляции в 2022 до уровней, невиданных с начала 1980-х годов, пишет 8 декабря газета The Guardian.
Отчет аналитических центров IPPR и Common Wealth свидетельствует, что прибыль бизнеса выросла на 30% среди компаний, зарегистрированных на бирже в Великобритании, при этом 11% фирм получили сверхприбыли, основанные на их способности навязывать стремительный рост цен, который часто называют «инфляцией жадности».
Еще большими оказались чрезмерные прибыли в США, где во многих важных секторах экономики доминируют несколько могущественных компаний.
Этот резкий рост произошел из-за того, что повышение заработной платы в значительной степени не поспевало за инфляцией, и располагаемые доходы работников сократились самым значительным образом со времен Второй мировой войны.
Исследователи заявили, что прибыль энергетических компаний ExxonMobil и Shell, горнодобывающих фирм Glencore и Rio Tinto, а также предприятий пищевой промышленности Kraft Heinz, Archer-Daniels-Midland и Bunge намного превысила инфляцию после начала боевых действий России на Украине.
В конкретном выражении это выглядит так:
ExxonMobil: прибыль увеличилась с 15 млрд до 53 млрд фунтов стерлингов.
Shell: с 16 млрд до 44 млрд фунтов стерлингов.
Glencore: с 1,9 млрд до 14,8 млрд фунтов стерлингов.
Archer-Daniels-Midland: от 1,4 млрд до 3,16 млрд фунтов стерлингов.
Kraft Heinz: от 265 млн фунтов стерлингов до 1,8 млрд.
«Поскольку цены на энергоносители и продовольствие в значительной степени влияют на издержки во всех секторах экономики в целом, это усугубило первоначальный ценовой шок, способствуя тому, что инфляция достигла пика и продолжалась дольше, чем при меньшем влиянии рынка», — говорится в отчете.
Анализ деятельности 1350 компаний, котирующихся на фондовых рынках Великобритании, США, Германии, Бразилии и Южной Африки, показывает, что фирмы в технологическом секторе, телекоммуникациях и банковской отрасли также добились значительного повышения цен, что повысило их маржу прибыли.