В Германии пожаловались, что помехи GPS мешают судоходству и авиации

Изображение: (cc) pngcm03
Судно-контейнеровоз
Судно-контейнеровоз

Случаи целенаправленных помех спутниковой навигационной системе GPS участились в регионе Прибалтики, 30 января передает телерадиокомпания Norddeutscher Rundfunk (NDR).

NDR сообщает, что 3 октября 2022 года паром-катамаран датской судоходной компании Molslinjen «Экспресса 4», двигаясь со скоростью 75 км/ч, потерял ориентацию в море. Причиной стала потеря сигнала GPS.

По словам капитана судна, последствия могли быть серьезные: столкновение с другим судном или посадка на мель. Через десять минут сигнал GPS появился снова. Паром прибыл в порт с опозданием, и ничего не подозревающие пассажиры вышли на берег.

Судоходная компания заверила, что пассажирам опасность не угрожала. После инцидента судам было запрещено выходить в море без GPS, а экипаж судна обязали повторно обучиться традиционным методам навигации.

Позже расследование, проведенное Датским морским управлением, показало, что в тот день еще шесть судов потеряли сигнала GPS. Следователи стали подозревать, что к инциденту причастны два российских военных корабля, которые курсировали совсем рядом. Подтвердить свои подозрения какими-либо доказательствами следствие не сумело, причины инцидента так и остались неизвестны.

Сообщается, сто подобных инцидентов в Балтийском море было много. NDR обратилась за консультацией в Немецкий аэрокосмический центр (DLR) и получила подтверждение, что в районе Балтийского моря наблюдаются сильные помехи при приеме сигналов спутниковой навигации. По этой причине уже происходили отклонения судов от намеченных маршрутов и отмены рейсов.

В Институте связи и навигации NDR рассказали, что создать помехи GPS довольно несложно. Спутники, которые передают сигналы, находятся на высоте 35 000 км от земли и поэтому их сигнал очень слаб.

В результате любой сигнал, переданный с земли, будут в той или иной степени мешать приему. В Институте связи обратили внимание, что данные помехи не представляют особой опасности для гражданской авиации и судоходства.

Для определения своего местоположения всегда можно использовать альтернативный метод. Сейчас разрабатывается альтернативная навигационная система R-MODE, которая проходит испытание на Балтике. В случае сбоев GPS, новая система с помощью наземных сигналов сможет определить местоположение с аналогичной точностью.