1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Копенгаген, / ИА Красная Весна

Древние люди высоко ценили собак и сделали их предметом обмена — ученые

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Бродячая собака

Древние люди так высоко ценили собак, что сделали их предметом обмена между отдельными сообществами, установили исследователи из Копенгагенского университета, 24 сентября сообщают на сайте новостей науки EurekAlert.

Ученые-палеогенетики установили в Сибири факт обмена собаками с помощью генетических исследований. «Создав генетические записи древних собак наряду с другими археологическими находками, мы смогли увидеть перемещение собак, вероятно, как товаров при обмене», — рассказала проходившая постдокторантуру в Швейцарском международном институте Лозанны Татьяна Фейерборн, сотрудник Копенгагенского университета, ведущий автор исследования.

При этом, в отличие от собак, генетического смешивания между отдельными сибирские человеческими популяциями не происходило. «Мы считаем, что собак можно было использовать и продавать для охоты, выпаса скота или передвижения на санях. Собаки были жизненно важны для образа жизни древнего общества, это также объясняет, почему они были приручены в первую очередь», — сообщила Татьяна Фейерборн.

Исследование ученых показывает, что появление нового генетического материала у древней сибирской собаки произошло не менее 2000 лет назад из-за притока собак из евразийской степи и Европы. И что удивительно, большая часть их ДНК сохранилась у современных собак, пояснил палеогенетик LMU Лоран Франц:

«Мы обнаружили, что современные сибирские хаски имеют сходство с историческими и древними собаками. В совокупности наши результаты показывают, что несколько популярных арктических пород сохранили значительный уровень происхождения от линии, установленной до 9500 лет назад».

Чтобы ответить на вопрос, как сформировались современные породы собак, исследователи секвенировали и проанализировали геномы 20 древних и исторических сибирских и евразийских степных собак. Анализ показал, что, хотя сибирские собаки были генетически однородными между 9500 и 7000 годами тому назад, более позднее появление собак из евразийской степи и Европы привело к значительному смешению генов.

Это явно имеет место в Ямало-Ненецком регионе (Северо-Западная Сибирь), где собаки периода железного века (~ 2000 лет назад) имеют значительно меньше генов, общих с европейскими и степными собаками, чем собаки средневекового периода (~ 1000 лет назад).

Исследование было выполнено совместно с международной командой сотрудников, что позволило ученым извлечь ДНК из костей собак из археологических раскопок и из предметов меховой одежды в музейных коллекциях.

«Мы собрали ДНК с предметов одежды, сделанных из собачьей шерсти. У собак была вторая жизнь после их смерти, и они, вероятно, сыграли важную роль в выживании людей. Сегодня мы думаем, что собаки в большей степени друзья, чем кто-либо еще, хотя исторически собаки всегда выполняли различные повседневные задачи со своими собратьями-людьми», — рассказал Роберт Лоузи, один из соавторов исследования.

Результаты работы палеогенетиков были изложены в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).