1. Политическая война
  2. Дискуссионный клуб «Валдай»
Валдай, / ИА Красная Весна

Эксперт рассказал о роли Путина в «игре без правил»

Изображение: (сс) stevepb
Мат — поражение
Мат — поражение

Игра без правил на международном уровне, о которой сказал президент России Владимир Путин в валдайской речи, ведется потому, что Россия на современном этапе не может принудить своих «партнеров» к выполнению своих правил, но и современный Запад на это тоже не способен, заметил политический философ, политолог и публицист Сергей Черняховский 23 октября в интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

«Игра идет по правилам только тогда, когда есть фактор, обеспечивающий принуждение к соблюдению этих правил. Вести себя с Советским Союзом так, как ведут себя с РФ, никто бы не посмел. Почему? Потому, что был другой фактор мощи, влияния и силы. Может сейчас Российская Федерация принудить к исполнению этих правил, которые были бы универсальны и общеприняты? На данный момент — нет. Другое дело, что и западная сторона пытается, но не способна принудить к исполнению своих правил», — указал эксперт.

Далее Черняховский пояснил, что одним из важнейших факторов, которые влияют на возможность диктовать свои правила, является экономический и производственный потенциал страны. Он считает, что если у нас будет развиваться реальный сектор экономики, Россия сможет диктовать свои правила. А если будут вестись макроэкономические игры, игры на курсах, на торговле вовне чем бы то ни было, всё останется как было.

Рассуждая о том, кому адресована речь президента, политолог заметил, что он видит трех адресатов: международные субъекты, российское общество в целом и российские элиты, в том числе и те, которые продолжают ориентироваться на интеграцию в Запад. При этом Черняховский отметил, что Путин впервые использовал достаточно жесткие формулировки в отношении прозападной части элиты.

«Значимость их обозначается уже достаточно давно, поэтому он еще раз это акцентировал, в каких-то, может быть, более всё-таки формулировках, которых раньше официальные лица избегали и использовали, может быть, только эксперты, достаточно четко определяющие свою позицию, а сейчас это прозвучало на официальном уровне. Да, есть эта декларация. Дальше всё будет зависеть от того, насколько и каким образом это будет воплощаться в жизнь», — сказал эксперт.

В качестве некоторого индикатора он задал вопрос, будет ли сменена председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина. Черняховский заметил, что не считает, что она «какой-то злодей, а в том, что это определенный показатель отношений».

Кроме того, эксперт подчеркнул, что Путин в своей речи неоднократно акцентировал внимание на особом значении национального государства в мировой политике и приверженность России к его укреплению. При этом он считает, что России это сделать легче, чем многим другим странам, «учитывая ее масштабность. Потому что она сама, в общем-то, как малая планета».

А это, по мнению политолога, может привлечь массу сторонников в виде государств, которые также хотели бы противостоять глобальному государству, но не могут самостоятельно это сделать.

«Это, вообще, одна из ведущих проблем современности. Путин просто в очередной раз акцентировал внимание на то, что для России приоритетным будет национальный интерес, хотя в условиях классово неоднородного общества тут тоже возникают вопросы: национальные интересы — это, собственно, что?» — сказал Черняховский.

Далее политолог заметил, что если приоритеты государства выстроены, то они должны исполняться, а если они не исполняются, то за это надо наказывать.

«Наказание за неисполнение государственных установок называется, грубо говоря, репрессия. Мы готовы к осуществлению репрессий по отношению к тем, кто не хочет действовать в рамках вот этих настоятельно необходимых установок или не готовы, или мы боимся?» — задается вопросом эксперт.

Он считает, что одна часть элиты боится репрессировать другую часть элиты, потому что в ответ та часть элиты может репрессировать ее, и поэтому всё остается как и было.