Израиль с 2007 года одобрял каждую сделку по поставке оружия — Haaretz

Изображение: (cc) Nehemia Gershuni-Aylho
Hermes 900
Hermes 900

Правительственные документы показывают, что израильское правительство приняло каждую из оборонных сделок, представленных ему на утверждение, с тех пор, как в 2007 году вступил в силу Закон о контроле за экспортом оборонных товаров, 1 декабря пишет израильская газета Haaretz.

Это показывают цифры в запросе о свободе информации, представленном адвокатом Эйтай Маком.

Цифры также проливают свет на резкое увеличение оборонного экспорта за последние два года: более половины из 41 когда-либо заключенной сделки были одобрены в 2021 году (восемь) и 2022 году (на сегодняшний день 14).

Экспорт вооружений контролируется Агентством по контролю за экспортом вооружений Министерства обороны, и подавляющее большинство из них никогда не утверждается кабинетом министров. Однако закон гласит, что все межправительственные сделки на сумму более 200 миллионов шекелей ($58,8 млн) требуют согласия подкомитета министерского комитета национальной безопасности.

Эти сделки часто включают компенсационные соглашения, как это произошло в 2012 году со сделкой на сумму 1 миллиард шекелей ($294,7 млн) между правительствами Израиля и Италии. Компания Israel Aerospace Industries предоставила Италии спутник, два самолета дальнего радиолокационного обнаружения и систему управления. Взамен Италия поставила Израилю 30 учебных самолетов М-346.

14 сделок, которые были одобрены в 2022 году, увеличивают шансы на то, что общий объем израильского экспорта вооружений достигнет нового рекорда в 2022 году. $11,3 млрд, из которых $1 млрд приходится на арабские страны.

После публикации финансового отчета за третий квартал генеральный директор IAI Боаз Леви сказал, что «для IAI наступило очень хорошее время… Мы увеличиваем продажи из квартала в квартал, и сейчас они составляют $3,6 млрд за первый квартал», … другими словами, мы очень близки к годовому объему продаж в $5 млрд. Это выдающееся достижение».

Иностранные правительства часто предпочитают заключать оборонные сделки с Государством Израиль, а не напрямую с производителем, уточняет газета. В подобных случаях заключается межправительственная сделка, в соответствии с которой Министерство обороны через посредника выступает в качестве канала, связывающего иностранное правительство с экспортером.

Однако Мак утверждает, что это не всегда так: во многих таких сделках, даже когда министерство обороны используется в качестве канала, в этих сделках участвуют местные посредники. В Мьянме, например, недавно выяснилось, что компания, причастная к преступности и коррупции, генеральный директор которой был арестован в Таиланде по подозрению в незаконном обороте наркотиков и отмывании денег, выступала в качестве посредника и «единственного представителя» трех израильских экспортеров вооружений в стране.

«Почему израильские компании должны платить комиссионные, если правительство Израиля ведет за них маркетинг и переговоры с правительством Мьянмы?», — спросил Мак в письме, которое он недавно отправил юрисконсульту.

Мак сказал, что Мьянма — не единственная страна, в которой сторонним брокерам удается найти свой путь в сделках между правительствами. То же самое произошло и с Вьетнамом, Камеруном, Анголой и Экваториальной Гвинеей.

Тот факт, что эти цифры были обнародованы только из-за запроса о свободе информации, еще раз показывает, насколько проблематичными являются механизмы надзора за израильским оборонным экспортом, особенно когда они управляются вне поля зрения общественности и не подлежат законодательному контролю — только министерскому подкомитет комитета по иностранным делам и обороне.

В Соединенных Штатах, например, Закон о контроле за экспортом вооружений требует, чтобы правительство официально сообщало Конгрессу за 30 дней о любой запланированной продаже оборонного оборудования на сумму, превышающую $14 млн, или о любых товарах или услугах военного назначения на сумму $50 млн. Срок сокращается до 15 дней для стран, входящих в НАТО или союзников США, таких как Израиль.

Официальное уведомление Конгрессу поступает только после того, как были отправлены неофициальные уведомления, которые дают законодателям время для обсуждения сделок. Обе палаты Конгресса могут заблокировать продажу, как это произошло в 2019 году, когда Сенат и Палата представителей заблокировали продажу ракет класса «воздух-воздух» Саудовской Аравии. Однако президент Дональд Трамп наложил вето на это решение, и сделка состоялась.

Для сравнения, в Израиле экспорт осуществляется тайно.