Правительство Намибии обещало изменить оспариваемый закон об исследованиях

Изображение: Валантен де Булонь. Портрет Рафаэлло Меникуччи (фрагмент). 1631
Спорный закон
Спорный закон

Мировое соглашение по поводу изменения оспариваемых положений Закона об исследованиях, науке и технологиях 2004 года между истцами и ответчиками было подписано юристами, представлявшими стороны судебного разбирательства, 20 ноября сообщает газета The Namibian.

В соответствии с соглашением, дело против президента Намибии, министра образования, Национальной комиссии по исследованиям, науке и технологиям и генерального прокурора, которое истцы в лице Фонда юридической помощи Центра правовой помощи, компании Free Press of Namibia (издателя The Namibian) и Института исследований государственной политики (IPPR) подали в Высокий суд Виндхука в марте 2015 года, теперь решено.

По этому соглашению, министр образования должен обратиться к парламенту Намибии с просьбой отменить и заменить несколько разделов Закона о науке, исследованиях и технологиях, которые стали предметом конституционного оспаривания в Высоком суде.

Истцы просили суд отменить Закон об исследованиях, науке и технологиях 2004 года как неконституционный или отменить отдельные разделы закона и ряд подзаконных актов, поскольку они неконституционны.

Они заявили, что закон, вступивший в силу в начале ноября 2011 года, противоречит Конституции, защищающей право на свободу слова и самовыражения, свободу печати, а также ущемляет право на свободу мысли, совести и убеждений и свободу практиковать любую профессию, занятие или ремесло.

Истцы также утверждали, что закон, который обязывает исследовательские институты и исследователей предоставлять свои исследовательские материалы Национальной комиссии по исследованиям, науке и технологиям, нарушает право на конфиденциальность общения.

В письменных показаниях, поданных в суд, директор Центра юридической помощи (LAC) Тони Хэнкокс заявила, что этот закон «слишком широк» и затронет не только такие учреждения, как LAC, IPPR и The Namibian, которые в ходе своей обычной работы занимаются исследованиями, но также будет препятствовать деятельности, например, юристов, врачей, архитекторов и преподавателей учебных заведений из-за «обременительных требований», изложенных в законе и его подзаконных актах.

В одном из постановлений, изданных в соответствии с этим законом и оспариваемых как неконституционное, говорится, что Национальная комиссия является координирующим органом всех исследований, проводимых в Намибии.

В своих показаниях Хэнкокс заявила, что это требование будет включать исследования, которые юристы проводят от имени своих клиентов, а также исследования, проводимые врачами для лечения своих пациентов. Это же постановление также требует от научно-исследовательского института или исследователя подать заявку на получение разрешения или сертификата, разрешающего им проводить исследования.

В другом постановлении говорится, что заявленные исследования «должны приносить пользу Намибии», чтобы научно-исследовательский институт или исследователь могли быть зарегистрированы в комиссии. При этом в законе отмечается, что ни одно исследовательское учреждение не может проводить какие-либо исследования в Намибии без регистрации в комиссии.

Оспариваемые положения закона «чрезвычайно обременительны», а LAC, The Namibian и IPPR «просто не в состоянии соблюдать эти требования» и подавать заявку на получение разрешения на исследование каждый раз, когда они проводят их в рамках своей повседневной деятельности, заявила Хэнкокс.

Четверо ответчиков, которые сначала выступали против конституционного иска, в этом году сообщили суду, что получили юридическую консультацию, которая рекомендовала им попытаться урегулировать этот вопрос.

В мировом соглашении было оговорено, что министр образования в течение шести месяцев отзовет и заменит, где это уместно, нормативные акты, которые трое заявителей хотели отменить как неконституционные.

Также было согласовано, что министр в течение 12 месяцев внесет в парламент законопроект об отмене и замене тех разделов закона, которые, как утверждалось в иске, были неконституционными.

К ним в том числе относятся разделы, в которых говорится, что президент является покровителем исследований, науки и технологий в Намибии и может давать комиссии «общеполитические директивы», требовать от исследовательских институтов и исследователей зарегистрироваться в комиссии, прежде чем они смогут проводить исследования в стране и требовать от исследователей предоставления комиссии информации о своих исследованиях и их результатах.

Стороны, участвующие в судебном процессе, также согласились, что министр образования должен предоставить трем истцам проект законопроекта о внесении поправок в закон для их рассмотрения и внесения замечаний по крайней мере за четыре месяца до окончания 12-месячного периода, в течение которого законопроект должен быть внесен в парламент.

Также было согласовано, что если законопроект не будет внесен в парламент в течение 12 месяцев и принят в течение 24 месяцев, заявители оставляют за собой право вновь оспорить конституционность закона и его положений.

Ответчики согласились выплатить 30 000 намибийских долларов (145 тыс. руб.) в качестве оплаты судебных издержек заявителей.