«Это будет крах для всего Иссык-Куля. Если мы хотим развивать туризм, то нужно развивать стратегию, а не Асман»

Не город-сад? В Киргизии выступили против постройки экогорода на Иссык-Куле

Владимир Петров. Иссык-Куль (фрагмент). 1968
Владимир Петров. Иссык-Куль (фрагмент). 1968

Активисты, юристы, экологи, гражданские активисты и архитекторы в Бишкеке выступили против строительства «экополиса» Асман в биосферной зоне Иссык-Куля.

19 января в Бишкеке прошло обсуждение масштабного проекта, участники которого обратились с предложением к кабинету министров Киргизии отказаться от реализации проекта строительства города.

Агентство 24.kg цитирует слова активиста Рыспека Байзакова, который считает, что в вопросе строительства города на берегу уникального озера население страны «поделилось на два лагеря — бизнес и гражданское сообщество».

«У каждого своя проблема. Гражданское [сообщество] думает, как заработать денег, чтобы прокормить детей. Бизнес — куда деть ворованные деньги. Асман… это очень удобный способ растворить деньги», — отметил Байзаков.

По словам активиста, город не может являться нагромождением домов разной этажности, а представляет собой продуманную инфраструктуру «со своими заводами и ТЭЦ».

«Это будет крах для всего Иссык-Куля. Если мы хотим развивать туризм, то нужно развивать стратегию, а не Асман», — подчеркнул он.

Эколог Калия Молдогазиева в вопросах строительства призвала обратить внимание на вопросы окружающей среды, обеспечение водой и продумать строительство очистных сооружений в городе будущего.

«Я пока видела только рекламный ролик (проекта города Асман — прим. ИА Красная Весна), информация должна быть открытой. Проект необходимо вынести на общественное обсуждение. Надо узнать мнение не только местного населения, но и всего народа. Иссык-Куль — природное богатство всего Кыргызстана», — заявила Молдогазиева.

Советник президента Киргизии Равшан Сабиров встал на защиту проекта, считая его перспективным в части развития туристического и инвестиционного потенциала страны.

«Здесь (на северо-западе Иссык-Куля — прим. ИА Красная Весна) будет построен экологически чистый город с населением в 500–700 тысяч человек. В то же время мы разгрузим Бишкек. Будет решена проблема смога. Начнут работать производственные предприятия», — подчеркнул Сабиров, заверив, что с началом строительства оживут мукомольный комбинат в городе Балыкчи, на полную мощность заработают цементный завод, транспортные узлы и железная дорога, аэропорт в селе Тамчи.

Советнику президента возразила архитектор Айгуль Насирдинова, считающая, что проект города на 500 тысяч жителей явно является сырым.

«В 20–30 тысяч жителей еще можно поверить. В Кыргызстане есть только один миллионник — Бишкек. В Оше проживает 250 тысяч человек, а Узген и Джалал-Абад — города со стотысячным населением», — заявила Насирдинова.

При этом архитектор поддержала строительство экологически чистого и современного города, но предупредила, что без развития окологородского производства этот проект так и останется на бумаге.

«После 2001 года остановились заводы-фабрики, что стало одной из причин миграции. У нас осталось всего 15% промышленности. Остальное занимает малый и средний бизнес, организованный самими гражданами. Какое производство создало государство? Во время ковида все всё видели. У государства не хватило сил даже на строительство больниц!» — напомнила она.

Пилотный проект «Экологический чистый город будущего „Асман“» был презентован в июле 2021 года. С марта 2022 года начнется его строительство. Место для нового города планируется выделить на северо-западе Иссык-Куля в 15 км от Балыкчи выше села Тору-Айгыр.

По задумке авторов, город станет экономическим и туристическим центром страны с передовой образовательной системой, современными оздоровительными и бизнес-центрами, стадионами, парками высоких технологий и финансово-кредитными учреждениями.

По официальным данным, для строительства Асмана требуется порядка $20 млрд. Проект строительства поддержал президент республики Садыр Жапаров. По плану работы должны начаться в марте 2022 года, возведением объекта займется неназванная французская строительная компания.

Стоит отметить, что город Асман чем-то напоминает некоторые из нашумевших российских проектов. Например, строительство района Нижнего Новгорода — Globe Town, который региональные власти при губернаторе Валерии Шанцеве заказали у известного итальянского архитектора Данте Бенини.

В районе на 500 тысяч человек должна была появиться гигантская сфера в виде глобуса диаметром 120 метров, внутри которой бы располагался оперный театр, Центр искусств, библиотека, кинотеатры и многое другое. Кроме того, Globe Town должны были украсить три башни центра международной торговли высотой по 600 метров.

Заказчиков проекта не смущало, что масштабная застройка планируется в подтопляемой зоне «Борская пойма» на левом берегу Волги напротив Нижнего Новгорода. Проектом предусматривались намыв и насып грунта до 4 метров на общей территории в 20 млн. кв. м. Общая стоимость оценивалась $25 — 30 млрд в ценах 2008 года.

Заказ проекта Globe Town, который был презентован на Международной выставке недвижимости MIPIM-2008 в Каннах 12 марта 2008 года, тоже был не бесплатным. Предполагалось, что первые работы по подготовке инфраструктуры начнутся в 2010 году. Окончанием строительства первоначально назывался 2020 год, но затем город будущего пообещали закончить к 2030 — 2035 годам.

Губернатор Валерий Шанцев заверял удивленных нижегородцев, что на город-сад бюджет не потратит ни копейки — в проект готовы вложиться инвесторы. При этом, чтобы пересчитать реальные объекты, которые получил Нижний Новгород за последние десять лет не из федерального бюджета, хватит пальцев одной руки.

Параллели очевидны — иностранные архитекторы, размах, полное игнорирование особенностей месторасположения будущих урбанистических диковин... Жители Киргизии, как и нижегородцы, задаются похожими вопросами — зачем затевать такое масштабное строительство, да еще в непосредственной близости к Иссык-Кулю, вместо того, чтобы решать насущные проблемы существующих городов?

Читайте также: В Нью-Йорке построят первый жилой район «чистого нуля»