Быть или казаться? Первый архитектор Москвы: главное — образ Москвы в медиа

Цитата из к/ф «Матрица». реж. Эндрю и Лоуренс Вачовски. 1999. США, Австралия.
Цитата из к/ф «Матрица». реж. Эндрю и Лоуренс Вачовски. 1999. США, Австралия.
Цитата из к/ф «Матрица». реж. Эндрю и Лоуренс Вачовски. 1999. США, Австралия.

Состоятельность архитектурных объектов в медиапространстве оказывается важней, чем какие бы то ни было другие факторы, включая даже авторское участие архитектора, заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, 17 ноября на панельной дискуссии «Имидж города. Продвижение в медиапространстве» в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, сообщает ИА Красная Весна.

По словам Кузнецова, особое внимание необходимо привлечь к тематике восприятия наших городов.

«Восприятие наших городов берется из медиа. Мы живем в мире бесконечной презентации. Знаем, видим и чувствуем больше через экран айфона чем через личные впечатления», — заявил он.

Для подтверждения своих тезисов он привел пример чемпионата мира по футболу, когда в социальные сети хлынула волна восторженных отзывов туристов о городе:

«И понятно, что чемпионат мира еще раз натолкнул на такие размышления, когда многие люди увидели воочию и сказали „Вау! Это все совсем не так, как нам рассказывали“.»

По мнению Кузнецова, сейчас необходимо думать над тем, «как, каким образом подавать наши города и вообще всю Россию в мировом медийном пространстве через разные инструменты. Не только поговорим сейчас о новостях, перманентных вспышках информации, но и вот таких серьезных вещах, как кино большое. Что надо искать способы снимать его с тем визуальным контентом, который скажет о нас что-то хорошее. Не только историческое, но и модное новое, чего у нас сейчас хватает.»

Главный архитектор Москвы рассказал также о том, что медиасудьба архитектурного проекта, еще до его рождения определяет, быть ему или не быть.

«Сначала он должен состояться в медийном пространстве, выжить там. Потом он должен состояться в пространстве настоящем, реальном. На сегодняшний день это оказывается важней, чем какие бы то ни было другие факторы, включая даже участие и авторское участие архитектора. Даже оно сегодня не является залогом успеха проекта, если этот проект неправильно позиционирован в медийном поле.»

Напомним, Сергей Кузнецов является главным архитектором Москвы с 21 августа 2012 года. Кроме того, он является руководителем авторского коллектива проектировщиков парка «Зарядье», а также руководителем авторского коллектива реконструкции БСА «Лужники». По инициативе Кузнецова, проводится Архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве. С 2014 года Кузнецов С. О. является председателем Градостроительного совета Фонда «Сколково».

Комментарий редакции

Кузнецов рассуждает в стиле постмодерна: главное — не то, что есть на самом деле, а то, как это представлено в медийном образе. То есть главным становится не «реальная реальность», а «реальность» виртуальная. Или другими словами — симуляция и симулякры. То есть человек оценивает что-то (в данном случае — город), отталкиваясь не от того, что он видит и чувствует сам. А от того, что ему навязано СМИ.

Такая подмена реальности симуляцией уродует мир. Увы, но и высокие чиновники оказываются подвержены этим разрушительным вирусам постмодерна.