1. За рубежом: реальный мир
  2. Наука и космос
Париж, / ИА Красная Весна

Ученые воспроизвели распространение взрывной волны при взрыве сверхновой

Галактика

В лабораторных условиях было воспроизведено распространение ударной волны в пространстве при взрыве сверхновой звезды, результаты эксперимента были опубликованы 7 июля в журнале Astrophysical Journal.

Ранее считалось, что ударные волны, вызванные взрывом сверхновой звезды, распространяются на расстояния тысяч световых лет равномерно во всех направлениях, то есть сферически симметрично.

Однако наблюдения за результатом такого реального взрыва показали, что фронт распространения ударных волн бочкообразен, то есть вытянут вдоль одной из осей.

Ни одна из выдвинутых учеными гипотез, объясняющих такое явление, не была доказана.

В статье изложены результаты работы, выполненной совместно астрофизиками Политехнической школы Парижа под руководством Пола Мейби, Оксфордского университета, германского Центра имени Гельмгольца Дрезден-Россендорф (HZDR) и Французской комиссии по альтернативной энергии и атомной энергии (CEA) по экспериментальной проверке одной из гипотез.

Экспериментаторы исходили из того, что преимущественное направление ударных волн может быть вызвано изменением свойств межзвездной среды под влиянием так называемого магнитогидродинамического шока, созданного взрывом.

Исследователям удалось воспроизвести в лабораторных условиях взрыв сверхновой в уменьшенном масштабе. Для этого они воспользовались мощными импульсными лазерами и специально разработанной и созданной катушкой Гельмгольца, способной создать однородное магнитное поле, в двести тысяч раз более сильное, чем поле Земли.

Катушку предоставили для эксперимента ученые из Дрезденской лаборатории сильных магнитных полей и Института радиационной физики в Дрезден-Россендорф.

В работе отмечается, что такие условия никогда ранее в лабораториях не воспроизводились.

Результатом эксперимента было получение ударной волны, вытянутой в направлении однородного магнитного поля.

Напомним, одним из наиболее значительных достижений астрофизики последних лет было открытие гравитационных волн, предсказанных Эйнштейном сто лет назад. Гравитационно-волновой всплеск, порожденный слиянием двух черных дыр с массами 29 и 30 солнечных масс на расстоянии примерно 1,3 миллиарда световых лет от Земли был зарегистрирован 14 сентября 2015 года лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой обсерваторией.