Фонд спасения носорогов отвергает «военные» методы борьбы с браконьерством
Подход Фонда спасения носорогов (SRT) в Намибии к борьбе с браконьерством бросил вызов традиционной военной тактике защиты носорогов, сообщает 15 января газета Namibian Sun.
Руководство этой общественной организации считает, что во многих случаях такая тактика только усугубляет пропасть между местным населением и популяцией носорогов. Тогда как информационно-пропагандистская деятельность SRT привела к увеличению спроса со стороны заповедников на восстановление популяций носорогов на их землях.
«Эти традиционные режимы борьбы с браконьерством воспринимают местных жителей как часть проблемы и преследуют их», — говорится в новом стратегическом плане SRT Намибии на 2023–2028 годы.
В SRT отметили, что, учитывая вышесказанное, они применили очень простой, но эффективный подход, наняв для охраны носорогов местных жителей, чтобы использовать их непревзойденные навыки, такие как традиционные методы отыскивания следов, отточенные поколениями, а также знание местности и поведения животных, позволяющее наблюдать и защищать носорогов, а не браконьерски охотиться на них.
«Этот подход способствовал новому, взращенному на местном уровне отношению к носорогам и, наряду с усилиями по созданию местной системы „общественной охраны дичи“ с традиционными лидерами, помог сократить браконьерство в этом районе». Он также создал новое представление о ценности носорогов среди местных жителей.
По данным SRT, положительная ценность сохранения носорогов в первую очередь связана с рейнджерами, которые выслеживают носорогов и наблюдают за ними, а также с местными жителями, которые играют активную роль в охране носорогов.
«Они осознали положительную ценность сохранения носорогов не только из-за финансовой выгоды, которую это приносит, но и из-за возникшего чувства собственности и гордости за то, что они содержат носорогов на своей земле».
SRT была создана в 1982 году после того, как сильная засуха в сочетании с неконтролируемой охотой привела к тому, что в регионе Кунене почти не осталось диких животных. Эта организация мобилизовала группы мужчин, большинство из которых выросли в этом районе, для наблюдения за оставшимися черными носорогами.
В конце 1990-х годов были созданы многочисленные общественные заповедники, которые усилили контроль и ответственность местного населения за дикую природу. «Общинные заповедники позволили местным жителям принимать решения по управлению дикой природой на своей земле». Такой подход способствовал формированию у местных жителей новой позиции в поддержку носорогов.
По данным SRT, в период с 2005 по 2010 год в рамках программы по охране носорогов в 13 общинных заповедников было выпущено более 40 носорогов, что расширило их ареал примерно на 20% и способствовало дальнейшему увеличению роста популяции. «Сегодня количество черных носорогов на местности утроилось с тех пор, как SRT начала свою деятельность».
SRT утверждает, что ее успех можно объяснить чувством собственности и гордости местных сообществ за своих носорогов, высоким уровнем доверия и партнерства с правительством Намибии, партнерством с различными организациями гражданского общества и, что наиболее важно, их подходом на местах.
«У нас работает 45 сотрудников. Большинство из них (40 человек) — следопыты, водители и вспомогательный персонал лагеря, и все они — представители местных сообществ».
По данным SRT, их следопыты отслеживают территорию площадью 25 000 кв. км, выдерживая экстремальные условия во время длительного патрулирования. «Эти патрулирования в основном осуществляются пешком по пересеченной местности, на территории, не имеющей статуса национального парка, без ограждений и без контроля над тем, кто входит и выходит».
В стратегическом плане SRT говорится, что наряду с реализацией и интересом к новым возможностям, заложенным в природоохранном законодательстве для улучшения условий жизни местного населения, информационно-пропагандистская деятельность общества привела к увеличению спроса со стороны заповедников на возвращение носорогов на их землю.
Программа охраны природы оказала большое влияние на возвращение и увеличение популяций диких животных, которые были почти уничтожены в регионе Кунене.
Также в документе говорится, что за пять лет браконьерство сократилось на 78%. В период с 2012 по 2016 год в западном Кунене было зарегистрировано 38 случаев браконьерской охоты на носорогов, тогда как в период с 2017 по 2022 год в западном Кунене было зарегистрировано убийство браконьерами восьми носорогов.
«SRT продолжает патрулировать территорию, что привело к самому большому достижению — отсутствию сообщений о браконьерстве с августа 2020 года, а в конце октября 2022 года отмечалось 26 месяцев без браконьерства».
В документе отмечено, что наблюдается увеличение инвестиций природоохранных организаций в защиту носорогов, о чем свидетельствует увеличение их вкладов в общие расходы по программе. Это также способствовало увеличению усилий по патрулированию и наблюдениям за носорогами.