МАГАТЭ пока не может гарантировать мирный характер ядерной программы Ирана
Иран должен обеспечить максимальную прозрачность в отношении своей ядерной программы для восстановления Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, заявил гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, выступая перед Советом управляющих ядерного агентства 12 сентября, сообщает сайт МАГАТЭ.
По словам Гросси, до тех пор пока Иран не предоставит технически достоверные объяснения присутствия частиц урана антропогенного происхождения в трех незаявленных местах на территории Ирана и не проинформирует МАГАТЭ о текущем местонахождении ядерного материала и/или загрязненного оборудования, Агентство не может гарантировать, что ядерная программа Ирана носит исключительно мирный характер.
В случае полного возобновления выполнения Ираном своих ядерных обязательств по СВПД Агентство МАГАТЭ займется устранением пробела в своих знаниях о происходившем в стране, пока оборудование агентства для наблюдения и контроля не работало.
От Ирана требуется предоставление Агентству исчерпывающих и точных записей. В свою очередь от МАГАТЭ потребуется определить полноту и точность данных, зарегистрированных оборудованием для наблюдения в период с 21 февраля 2021 г. по 8 июня 2022 г., включая запасы центрифуг и тяжелой воды.
«К сожалению, после моего предыдущего доклада, несмотря на заявленную Агентством готовность безотлагательно взаимодействовать с Ираном для решения этих вопросов, Иран не взаимодействует с Агентством» — сказал Гросси. — «Следовательно, за этот отчетный период не произошло никаких изменений, и ни один из нерешенных вопросов не был решен. Таким образом, все эти вопросы гарантий остаются нерешенными».
Доклад о проверке и наблюдении в Исламской Республике Иран в свете резолюции 2231 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций охватывает соответствующую деятельность МАГАТЭ за последние несколько месяцев. С 23 февраля 2021 года на проверку и мониторинг Агентством связанных с ядерной областью обязательств Ирана по СВПД серьезно повлияло решение Ирана прекратить выполнение этих обязательств.