1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Санкт-Петербург, / ИА Красная Весна

В Петербурге на конференции рассказали о новых подходах к лечению рака

Международная конференция
Международная конференция

Международная конференция THE REGULATION OF PROTEOSTASIS IN CANCER прошла в Санкт-Петербурге. О первом дне ее работы 11 октября рассказывает корреспондент ИА Красная Весна.

На конференции были представлены исследования ученых из России, Англии, Германии, Италии и Испании по темам: «Регуляция аутофагии при раке», «Рак», «Лечение рака» и «Роль белка р53 при раке». Участникам было предложено около 30 пленарных лекций и 50 постеров по материалам оригинальных исследований в которых принимали участие более 200 ученых.

Конференция проводится Институтом цитологии Российской Академии Наук (РАН) при поддержке Программой мегагрантов, запущенной правительством России в 2010 году.

Так, доктор Джан Мария Фими с кафедры Молекулярной медицины университета Sapienza в Риме (Италия) рассказал о двоякой роли аутофагии применительно к плоскоклеточной карциноме: «С одной стороны, аутофагия препятствует возникновению рака, вызывая деградацию вредных внутриклеточных образований (имеются в виду поврежденные митохондрии — прим. ИА Красная Весна), а с другой — помогает раковым клеткам выживать при неблагоприятных для них условиях. Она повышает устойчивость раковых клеток против лекарственных веществ».

Так и заражение человеческим папиломо-вирусом, с одной стороны, повышает риск заболевания плоскоклеточным раком горла (англ. Oropharyngeal squamous cell carcinoma — OPSCC), но, с другой стороны, раковые клетки, зараженные папиломо-вирусом дают пациентам больший шанс на излечение, чем рак, не инфицированный вирусом. Было отмечено, что инфицированные раковые клетки показывают более низкие значения аутофагии, но не был известен молекулярный механизм этого явления.

Джан Мария Фими представил данные о том, что один из факторов, необходимых для запуска аутофагии — белок Ambra1 связывается с вирусным белком Е7, что приводит к его деградации. Что, кстати, дает потенциальный биомаркер для выбора метода лечения.

Профессор Борис Животовский, представляющий Московский государственный университет им. Ломоносова и Каролинский институт (г. Стокгольм, Швеция), рассказал о путях регуляции другого важного для запуска аутофагии белка ULK1 и особенностях запуска апоптоза через каспазу-8 в клетках легочной карциномы.

Очень ярко прозвучал доклад доктора биологических наук Петра Чумакова из Института молекулярной биологии им. В. А. Энгельгардта РАН (г. Москва) о революционном способе лечения онкологических заболеваний с помощью онколитических вирусов. Дело в том, что раковые клетки порой представляют прекрасную мишень для вирусной атаки. У них уже изначально снят запрет на неограниченный рост и вирусу не надо «взламывать» всю систему регуляции клетки. У многих раковых клеток нарушены противовирусные клеточные защитные механизмы, которые запускаются интерфероном гамма.

У раковых клеток нарушена регуляция транскрипции, поэтому на поверхности клетки с большой вероятностью могут быть представлены молекулы, которые смогут послужить рецепторами для связывания вирусной частицы. А уже зараженные вирусом раковые клетки лучше распознаются иммунными клетками хозяина.

И еще один интересный подход. Можно заразить экспериментальным вирусом дендритные клетки больного, а они уже сами доставят вирусы практически во все органы. Ведь дендритные клетки способны преодолевать гемато-церебральный барьер и доставлять «лекарство» даже в мозг.

В настоящее время для лечения больных сертифицированы три основных вирусных системы: Imlygic — на основе рекомбинантного, т. е. генно-инженерного вируса герпеса, экспрессирующего фактор GM-CSF (США), Oncorine H101 — на основе рекомбинантного аденовируса (Китай), и RigVir — на основе отобранного штамма энтеровируса Echo7 (Латвия).

Из наиболее значимых мировых достижений этого подхода стоит отметить 20-процентное полное излечение больных глиобластомой, описанное Анником Дежарденом в 2018 году в журнале The NEW ENGLAND JOURNAL of MEDICINE. Это с учетом того, что другими методами глиобластома практически не лечится.

Петр Чумаков привел данные о чувствительности различных раковых линий к постоянно пополняемому набору лечащих вирусов, о роли иммунного ответа и перспективах создания действенного метода борьбы с раком.

Напомним, что протеостаз — это поддержание стабильности молекул белков клеткой. Он нарушается при злокачественной трансформации, можно сказать — переходит на другой уровень, но не обнуляется, потому что без поддержания определенного уровня упорядоченности клетка просто не может жить. Изучение особенностей регуляции клеток при различных видах раковых заболеваний позволяет найти новые подходы к лечению этого серьезного заболевания.

Одним из механизмов утилизации ненужных клеток органелл является так называемая аутофагия, которая, в частности, активируется при голодании клетки. В некоторых случаях клетка, «увлекшись», переваривает такие структуры, которые жизненно необходимы и после этого «принимает решение» уйти в «апоптоз». «Апоптоз» — это, можно сказать, добровольное самоубийство клетки, когда она гибнет сама, чтобы спасти организм в целом.

Так, например, должны гибнуть клетки, зараженные вирусом, чтобы не дать вирусу, захватившему клетку, построить в ней тысячи новых вирусных частиц. Так же погибают клетки, потерявшие контроль, то есть предраковые. Если они не гибнут сами путем апоптоза, то чуть позже они гибнут уже вместе со всем организмом от прогрессирующего онкологического заболевания. Так сказать, «свобода для себя» отдельной клетки оборачивается смертью всего организма.