1. Социальная война
  2. Разрушение образования
Москва, / ИА Красная Весна

Педагог: школа самоопределения должна считаться нормальной

Изображение: © ИА Красная Весна
Школа № 734 им. А. Н. Тубельского
Школа № 734 им. А. Н. Тубельского

Дальнейшую судьбу школы и сада № 734 им. А. Н. Тубельского обсудил управляющий совет школы самоопределения, состоявшийся 25 января, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

В широком составе собрались представители Департамента образования г. Москвы, администрации, родителей, педагогов и учащихся. В повестке внеочередного собрания оказалась конфликтная ситуация между руководством школы, педагогическим составом и родителями. Коллектив взволнованных родителей также собрался в здании школы, чтобы совместными усилиями попытаться найти решение сложившейся ситуации.

Для наиболее широкого освещения событий были приглашены представители различных СМИ, эксперты и представители общественности. Заседание проходило в открытом формате.

Первыми на управляющем совете выступили педагоги. Была высказана позиция педагогического коллектива по отношению к представителям департамента, согласно которой администрацию школы коллектив воспринимает как коллег, имеющих функции и зону ответственности, но работающих ради тех же целей, что и весь педагогический коллектив.

Одна из основных ценностей и концепций школы самоопределения — субъектность ребенка, его возможность полноценно участвовать в построении своего образования.

«Образование мы понимаем намного шире, чем получение предметных знаний и умений. Не разделяя его формально на обучение и воспитание. Это и гражданское, и социальное, и творческое, нравственное образование. Оно может осуществляться в школьной среде, насыщенной возможностями для проб и сил в развитии различной деятельности, дающей простор детским инициативам, и в атмосфере сотрудничества, доверия, взаимного уважения всех участников образовательного процесса,  — рассказала заслуженный педагог. Субъектность учеников и учителей выращивается в условиях коллегиального управления общей жизнью. Особенную роль в школьной жизни на протяжении десятилетий играл наш демократический уклад, дающий детям опыт нормотворчества, подчинения совместно выработанным правилам, соотнесения своих интересов с интересами других людей, конструктивного разрешения конфликтов, опыта проявления инициативы в устройстве совместной жизни, понимания того, что личностная свобода неразрывно связана с ответственностью».

Представитель управляющего совета подчеркнула, что у школы была своя конституция, сборник совместно выработанных правил общей жизни:

«Никакие уроки обществознания или лекции по праву не могут дать той личностной мотивации, которая возникает у ребенка, участвующего в создании, обсуждении и принятии законов, касающихся непосредственно его прав и обязанностей.

Для нас коллективное управление школой — это такое, при котором организация всей школьной жизни направлена на решение именно педагогических задач. Конечно, нас радует, когда выпускники показывают хорошие результаты на экзаменах или успешно выступают на олимпиадах. Но когда мы видим, как ребенок с большими психологическими проблемами — а у нас очень много сложных детей — постепенно учится сдерживаться, гасить агрессивность, воспринимать с доверием окружающих или робкий молчун вдруг самоуверенно заявляет свою позицию или девочка, считающая себя дурнушкой, блистает на сцене, — мы воспринимаем это как главный успех, хотя это не ложится в заданные рамки обязательных мероприятий, не оценивается в баллах, не повышает рейтинга школы».

Педагоги школы самоопределения считают, что именно такая школа не только может уберечь подростка от проявления агрессии, насилия, но и формирует способность к ответственному самоопределению, критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде.

«Хотя нашу школу и называют уникальной, нам кажется, что именно она должна считаться нормальной», — заявила педагог Ольга Сергеевна, подчеркнув, что именно такую школу, где нет места формализму, бюрократии, а отношения построены на доверии и уважении к каждому участнику образовательного процесса, к его мнению, проявленной им инициативе независимо от его должности, возраста и статуса строил педагог-новатор А. Н. Тубельский.

Напомним, что спорная ситуация вокруг школы началась с назначения нового директора весной 2017 года. Им стал Сергей Москаленков. Уже в сентябре между родителями учеников и директором появились первые разногласия. Для разрешения спорных вопросов был создан совет родительских комитетов. Однако ситуация не улучшалась, а главным провоцирующим фактором стал демонтаж спорткомплекса, проведенный во время новогодних праздников.

11 января 2018 года родители вышли на митинг около школы, а более двух третей детей не пришли в школу. В итоге учителей попросили собрать данные о детях, которые не посетили школу, и передать их в комиссию по делам несовершеннолетних для постановки на учет.

24 января 2018 года Елена Альшанская встретилась с родителями, педагогами и воспитателями учеников школы и сада им. А. Н. Тубельского. После этого Альшанская выступила с обращением к Департаменту образования г. Москвы, чтобы поддержать уникальный опыт и сохранить традиции школы.

Комментарий редакции

Реформы, проводимые в нашем образовании, таковы, что их без преувеличения можно назвать полномасштабной войной с образованием. Ни для кого не секрет, что с 90-х годов уровень образования в нашей стране непрерывно падает, вводятся западные стандарты, такие как ЕГЭ, бакалавриат, происходит слияние и поглощение образовательных учреждений. Если советская школа была направлена на воспитание человека-творца, то современная система, по признаниям некоторых деятелей образования, имеет целью воспитать «квалифицированного потребителя». Всевозможные опросы показывают недовольство родителей уровнем образования и неприемлемость для наших граждан очевидной деградации в системе образования.

Школа самоопределения Тубельского, имеющая 30-летний опыт создания целостной концепции образования, в данном случае стала индикатором крайней пагубности тех преобразований, которые сейчас проводятся на уровне Департамента образования г. Москвы и в целом на государственном уровне.

С приходом нового руководства традиция школы, обладавшей инновационным статусом, начала планомерно разрушаться: слияние с другими школами района нарушило целостность коллектива и привело к нарушению принципа коллегиальности принимаемых решений, а начавшиеся с приходом «эффективного менеджера» поборы в школе сделали невозможным осуществление принципа равных возможностей и всего того, что исповедовалось в учебном учреждении годами, делая школу им. Тубельского уникальной.