1. Социальная война
  2. Жилищная политика в России
Москва, / ИА Красная Весна

Госдума приняла закон, уточняющий жилищные права членов семьи собственника

Изображение: Григорий Фадеев © ИА Красная Весна
Новое жилье (архив)
Новое жилье (архив)

Законопроект, который уточняет права на жилье членов семьи и бывших членов семьи собственника жилого помещения, принят Госдумой на пленарном заседании, 17 декабря документ был опубликован на сайте Государственной Думы.

В законе говорится, что информация о родственниках и бывших родственниках владельца жилого помещения, который стал собственником в результате приватизации или после полной оплаты пая в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, должна быть внесена в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными законами Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимость.

Как объяснил заместитель председателя профильного комитета Сергей Колунов («Единая Россия»), новая норма обяжет вносить в единый реестр информацию об обременениях на квартиры, которые раньше были в социальном найме или принадлежали кооперативам.

Это позволит избежать ситуаций, когда после продажи квартиры появляется третье лицо, имеющее право проживать в ней. Если же о таком лице нет записи в реестре, то оно не сможет ни на что претендовать.

Таким образом, по словам Сергея Колунова, мы защищаем потенциальных покупателей и делаем рынок более прозрачным.

Кроме того, в Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» планируется установить, что при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о членах (бывших членах) семьи собственника жилого помещения, имеющих равные с собственником права пользования этим помещением, ипотека приватизированного жилья возможна только с письменного согласия этих лиц.

Следует подчеркнуть, что законопроект был разработан на основе решения Конституционного суда Российской Федерации, принятого 24 марта 2015 года в ответ на обращение гражданина.

В 2015 году Конституционный суд обязал законодателя найти баланс между правом на жилье членов семей должников и правами новых владельцев. Суд пришел к выводу, что существующая норма законодательства не определена и допускает неоднозначность.

Поводом для рассмотрения дела стала жалоба Адама Богатырева. В ноябре 2012 года он приобрел трехкомнатную квартиру в жилищно-строительном кооперативе и выселил прежних владельцев, которые потеряли право на жильё из-за неисполнения договора займа. Однако дочь прежних владельцев с двумя несовершеннолетними детьми сохранила право на проживание, так как была включена в ордер на получение квартиры в 1993 году.