1. Реальная Россия
  2. Научные достижения
Москва, / ИА Красная Весна

В НИУ ВШЭ создали приложение для диагностики памяти

Изображение: Владимир Чичилимов © ИА Красная Весна
Приложение
Приложение

Мультиязычное планшетное приложение «Тест Рея» для диагностики нарушений слухоречевой памяти разработала команда ученых Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), 4 августа сообщает пресс-служба университета.

Приложение «Тест Рея» стало первым полностью автоматизированным и валидным, то есть хорошо выполняющим свою задачу, инструментом диагностики нарушений слухоречевой памяти.

Научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова рассказала о разработанном командой приложении в докладе, зачитанном на объединенном научном семинаре «Цифровые технологии для медицинских приложений», состоявшемся в рамках реализации стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» программы «Приоритет-2030».

Она пояснила, в чем заключается актуальность их разработки: «На практике мы неоднократно сталкиваемся с дефицитом достоверных стандартизированных диагностических инструментов. Для исследования необходимо понимать, как изменяется та или иная функция в результате реабилитационных мероприятий, и, конечно, нужны достоверные валидные инструменты. Медики зачастую используют разные инструменты, и результаты сложно сопоставить между собой».

Для оценки состояния памяти и у детей, и у взрослых в настоящий момент стандартизированных тестов на русском языке нет, как нет таких материалов и на других языках, распространенных в России.

Ученые НИУ ВШЭ создали на платформе Android приложение, поддерживающее четыре языковые версии (адыгейский, татарский, украинский и якутский языки). В настоящее время ведется разработка версии для iOS.

Возможность обследовать слухоречевую память на нескольких языках, которую обеспечивает это приложение, особенно актуальна в мультиязычной среде российского общества.

Тест Рея был разработан в 1964 году для комплексной оценки слухоречевой памяти. С его помощью можно оценить состояние кратковременной и долговременной памяти, эффективность выполнения задания в отвлекающих условиях; его можно применить для проверки не только слухового восприятия информации, но и зрительного.

Испытуемому на первом этапе предлагается запомнить и воспроизвести список из 15 слов. Далее ему предъявляется для запоминания другой, «отвлекающий», список слов, похожий на первый по лингвистическим параметрам. После чего он должен вспомнить первый список слов.

Далее для временно’й интерференции в тесте делается 20-минутный перерыв, после которого испытуемому снова нужно вспомнить первый список слов. Последний этап заключается в визуальной проверке — сумеет ли испытуемый опознать среди 50 слов слова из первого списка. Результат теста определяется количеством правильных ответов.

Первой команда презентовала адаптированную для детей версию. Для ее русскоязычного варианта были собраны нормативные данные с помощью обследования большого числа типично развивающихся детей и определены пределы нормального выполнения задания для групп детей от 6 до 18 лет.

Сравнение конкретного результата теста со средними значениями дает возможность определить наличие нарушений памяти и их степень.

Разработанный коллективом ученых ВШЭ инструмент может быть применен как в клинической практике, так и в исследованиях когнитивных функций. Сейчас у них идет разработка клинических рекомендаций и работа по внедрению приложения в клиническую и исследовательскую практику.

Наработки, сделанные учеными ВШЭ в ходе исследований, могут быть использованы при диагностике различных психиатрических и неврологических заболеваний.

Как подчеркнула Ольга Буйволова, «унификация процедуры исследования и расчета результатов, а также предоставление нормативных данных делает разработанный инструмент точным и валидным».

Авторы приложения в настоящее время дорабатывают его по результатам испытаний и готовят версию теста для взрослых. В недалеком времени приложение можно будет скачать в популярных магазинах мобильных приложений.