Арабский барометр: марокканцы недовольны системой образования
Несмотря на усилия правительства Марокко по созданию инклюзивного образовательного сектора, удовлетворенность населения этим сектором упала с 54% до 45% в период с октября 2020 года по апрель 2021 года, согласно последнему отчету Арабского барометра, опубликованному 24 января по случаю Международного дня Образования.
Отчет под названием «Что арабы думают об образовании во время пандемии COVID-19» отражает общественное мнение арабского населения о состоянии их систем образования в условиях пандемии COVID-19. Отчет был посвящен семи странам: Марокко, Алжиру, Тунису, Ливии, Ливану, Иордании и Ираку.
«Арабский барометр», согласно информации на официальном сайте — основанная в 2006 году «беспристрастная исследовательская сеть, которая дает представление о социальных, политических и экономических взглядах и ценностях простых граждан арабского мира».
70% респондентов из Марокко заявили, что пандемия повлияла на начальное образование, а 24% заявили, что COVID-19 является самой большой или второй по значимости проблемой для образования детей.
Однако COVID-19 — не единственная причина общественного недовольства системой образования. 20% марокканцев, желающих эмигрировать, стремятся получить лучшие образовательные возможности для себя или членов своей семьи.
В связи с сокращением бюджета сектора образования на 7 миллиардов дирхамов (755 миллионов долларов) в период с 2020 по 2021 год марокканские респонденты Барометра сообщили, что предпочитают выделять 37% государственного бюджета на образование, что делает его вторым приоритетом после здравоохранения (50%).
Между тем усилия правительства направлены на продвижение инклюзивного образования.
В рамках празднования Международного дня образования Национальная инициатива Марокко по человеческому развитию (INDH) подтвердила свою приверженность созданию единого видения образования в стране в партнерстве с различными субъектами, работающими в этом секторе.
В сентябре 2018 года INDH вступила в третий этап своей деятельности (2019–2023 годы) после предыдущих этапов (2005–2010 годы и 2011–2018 годы). Третий этап направлен на то, чтобы извлечь уроки из предыдущих успехов и проблем, чтобы «внести свой вклад в создание Новой модели развития Марокко […] в пользу устойчивого экономического роста, ориентированного на людей и уважение к окружающей среде», сообщает INDH.
В рамках третьего этапа INDH в партнерстве с Министерством образования занимается всеобщим дошкольным образованием в сельских районах Марокко, что привело к созданию 8000 дошкольных учреждений в 2019–2021 годах, 3790 из которых действуют в настоящее время.
Кроме того, более 71 000 детей из сельских районов прошли контроль качества, и 40 600 учащихся были приняты в 500 школ-интернатов Дар Талиб, а в период 2019–2021 годов.
Чтобы снизить процент отсева из школ, INDH сообщила о приобретении 2400 автомобилей для перевозки 96 000 учащихся в свои школы. Инициатива также предоставила бесплатные уроки репетиторства для 160 000 студентов по всему Марокко и выделила 480 миллионов дирхамов (51,78 миллиона долларов) на проект «1 миллион школьных портфелей», которым воспользовались 4,7 миллиона детей по всей стране.
В условиях пандемии COVID-19 INDH запустила развлекательную и образовательную программу «Атфалуна» на национальном телевидении и в социальных сетях в 2020 году и «Нади Алхуруф» в социальных сетях в январе 2022 года. Программы направлены на то, чтобы «облегчить овладение чтением на арабском [детям] и приобрести сильные и самостоятельные языковые навыки».
Кроме того, эти инициативы были направлены на противодействие отсеву девочек из школы и предоставление равных возможностей детям в сельской местности. Например, дошкольные учреждения не только принесли пользу детям, но и создали рабочие места для 4520 учителей, 68% из которых — женщины.