ФСБ рассекретила данные о подготовке бактериологической войны против СССР
Рассекреченные документы ФСБ раскрыли попытку Японии в марте 1945 воевать с СССР с помощью бактериологического оружия, 20 августа передает РИА Новости со ссылкой на архивные материалы.
Когда в августе 1945 года завершилась Маньчжурская стратегическая наступательная операция Красной армии, в регионе были найдены основные японские объекты по разработке бактериологического оружия. На основании рассекреченных данных можно сделать вывод, что советские войска спасли мир от бактериологической войны.
В распоряжение ФСБ попал протокол допроса бывшего подпоручика медицинской службы, сотрудника спецотряда 731 Квантунской армии Сеэя Ямамото (он же Танако Масами).
В стенограмме протокола, в котором зафиксированы показания Ямамото, данные им в конце мая 1950 года, он изыскивал способы длительного сохранения устойчивости бактерий туберкулеза и паратифа «В» для применения в бактериологической войне.
«Все исследования с бактериями туберкулеза и паратифа «В», которые проводил лично я … проводились в целях применения их как оружия в войне против Советского Союза, которая, как мне было известно из рассказов капитана Симидзу и других военных чиновников 731 отряда, которые присутствовали в марте 1945 года на совещании, проводимом (начальником отряда) генералом Исии, должна начаться в июне месяце 1945 года», — заявил Ямамото.
В 1940 году в Берлине был подписан Тройственный пакт, согласно которому Токио стал союзником Берлина.Несмотря на подписанное заключение 13 апреля 1941 года в Москве о взаимном нейтралитете СССР и Японии, это не повлияло на решение воевать с Союзом.
Япония разрабатывала план военных действий и регулярно совершала диверсии не только против Союза, но и против других государств. Японскими правящими кругами разработка бактериологического оружия рассматривалась как средство, способное сыграть чуть ли не решающую роль в борьбе с войсками противника. Разработка и испытания на живых людях велись спецотрядами 731 и 100 Квантунской армии.
Японские опыты по заражению людей бактериями чумы, сибирской язвы, холеры, тифа и другими микробами приводили к тому, что люди претерпевали муки, а затем умерщвлялись. У живых людей вырезали внутренние органы. Также военные проводили и другие бесчеловечные эксперименты.
Есть свидетельсва сотрудников отряда 731, согласно которым в стенах лабораторий погибли около трех тысяч человек. По некоторым оценкам, число жертв достигает десяти тысяч.
В качестве подопытных выступали советские военнопленные из числа узников концлагеря «Хогоин», который находился недалеко от места расположения отряда 731.
8 августа 1945 года СССР, точно зная о подготовке Японией бактериологического оружия, объявил войну Токио. На следующий день началась Дальневосточная кампания советских войск, включавшая три операции: Маньчжурскую стратегическую наступательную, Южно-Сахалинскую наступательную и Курильскую десантную.
15 августа 1945 года император Хирохито обявил о безоговорочной капитуляции Японии, после чего главнокомандующий Квантунской армии Отодзо Ямада приказал своим войскам сдаться.
Второго сентября 1945 года правительство Японии подписало Акт о капитуляции, что ознаменовало собой окончание Второй мировой войны.
Точку в вопросе о бактериологическом оружии поставил Хабаровский процесс 1949 года, когда военный трибунал Приморского военного округа рассмотрел дело по обвинению японских военных в подготовке и применении бактериологического оружия.
Главный фигурант процесса, Ямада тогда получил 25 лет лагерей — высшую меру наказания в СССР в то время. Сеэй Ямамото в июне 1950 года был осужден Военным трибуналом войск МВД Дальневосточного военного округа на 25 лет лагерей.
Начальник отряда 731, генерал-лейтенант Сиро Исии избежал наказания, так как в 1945 году его укрыли американцы.