«Информацию тормозят, как могут». Новогодний обстрел Хмеймима — обзор
В новогодние каникулы, когда вся страна отдыхает и государственные СМИ стараются оберегать народ от плохих новостей, информационное пространство взорвало появившееся 3 января сообщение «Коммерсанта» чуть ли не о разгроме российской авиабазы в Сирии после обстрела 31 декабря.
«Коммерсант», ссылаясь на «военно-дипломатические источники», рассказал об уничтожении «как минимум» 7 военных самолетов, склада боеприпасов и ранении более 10 военнослужащих в результате минометного обстрела авиабазы Хмеймим.
4 января Минобороны признало факт минометного обстрела базы мобильной диверсионной группой боевиков и гибель двух военнослужащих, однако при этом опровергло уничтожение самолетов: четырех бомбардировщиков Су-24, двух истребителей Су-35С и одного транспортника Ан-72, а также склада боеприпасов.
Ни одна из воюющих в Сирии группировок не взяла на себя ответственность за нападение.
Страстей добавили фото поврежденного самолета Су-24М с бортовым номером 29, опубликованные 4 января в соцсети военкором Романом Сапоньковым. В комментариях к записи на вопросы о том, сколько самолетов вышло из строя и сколько из них подлежит восстановлению, Сапоньков ответил, что «информацию тормозят, как могут».
Далее в разных источниках стали появляться предположения о возможном вооружении, с помощью которого была атакована база.
«Вестник Мордовии» со ссылкой на военных экспертов предположил, что совершившие огневой налет на российскую базу использовали 82-мм миномет «Василек», который мог попасть в руки террористов из Турции.
Источник РБК в Минобороны сообщил, что «при атаке был поврежден один вертолет и СУ-24», «минометы работали из зоны под охраной сирийцев», а двое погибших — это пилоты вертолетов.
По словам источника, контроль пространства вокруг базы был организован правильно, благодаря чему ранее удалось отразить атаку реактивными снарядами, которые перехватил ЗРПК «Панцирь-С». Но от минометных выстрелов на Хмеймиме, как оказалось, защиты нет, так как современные российские системы ПВО не могут эффективно работать по данным целям.
По информации источника РБК в Минобороны, последствием атаки станет «полная зачистка и расширение охраняемой зоны вокруг базы».
Главный редактор журнала «Арсенал отечества» и авторитетный военный эксперт Виктор Мураховский в комментарии РБК отметил, что «это не нападение мощной группировки, а один, максимум два автомобиля, в кузове которых установлен советский 82-миллиметровый миномет… За минуту обстреляли, уложили миномет в кузов, замотали брезентом и смотались».
Мнения других специалистов в военном деле мало проясняют общую картину и причины случившегося. Один из военнослужащих, побывавших на «Хмеймиме», в своем комментарии в соцсетях отметил, что охрана и оборона базы «организована толково». В то же время он говорит о возможном предательстве или провале сирийских служб безопасности, которым доверили охрану территорий, окружающих базу, а также о чистом везении террористов.
На интернет-форумах отмечают, что взрыв склада и горение самолетов сопровождаются значительными свето-шумовыми эффектами: вряд ли их не заметили бы простые жители густонаселенной провинции Латакия, да и видео от боевиков появились бы в сети очень быстро. Не согласные с этой точкой зрения ссылаются на дожди, которые шли в регионе в те дни. Взрывы могли быть небольшими, пожары — быстро потушенными, и даже большинство спутников в сильную облачность ничего не зафиксируют без специального, достаточно сложного оборудования с последующей обработкой изображения.
Версий много. Пригласи Минобороны журналистов и дай им возможность увидеть, что происходит на базе, люди не стали бы питаться слухами и домыслами. Но главное военное ведомство решило ограничиться кратким и сухим комментарием. В чем причина?