Филолог МГУ заявила, что в мире нет языков без ненормативной лексики
Ненормативная лексика сейчас присутствует во всех языках, являясь усилением экспрессии высказывания, но это не отменяет проблему ее уместности в речи, 3 февраля сообщила пресс-служба МГУ им. Ломоносова в сообщении, посвященном Дню борьбы с ненормативной лексикой.
Пресс-служба привела слова выпускницы филологического факультета МГУ Юлии Тишкиной, что сейчас языков без мата в широком понимании не существует, причем ненормативные элементы очень важны.
«Они более экспрессивны при сопоставлении со словами нормативного литературного языка, они передают различные дополнительные смыслы, а значит, нужны. Другой вопрос, насколько уместно использование именно той, а не иной единицы и передает ли нормативное слово нужное нам значение», — сказала Тишкина.
По ее мнению, ненормативная лексика является не соответствующим литературной норме пластом слов в языке, но его нельзя назвать узким. В современном русском языке к этому пласту относится не только сквернословие, но и жаргонизмы, сленг, просторечия и диалектные слова. При этом неприличными обычно называют только обсценные выражения (сквернословие), отметила филолог.
Она отметила, что истоки мата видят в ритуале, то есть это часть обрядового действия, обладающее своим набором функций.
«А там, где ритуал и обряд, там и сакрализация и табуирование. Так что ничего удивительно в том, что обсценная лексика стала ассоциироваться с чем-то неприличным, нет», — сказала Тишкина.
Но табуированная лексика частично утратила свое первоначальные значения и сейчас мат используется для придания эмоциональности и заполнения речевых пауз, добавила она.