Дизельное топливо в Европе рекордно дорогое — аналитик объяснил причины
Стоимость не только природного газа и электроэнергии, но также дизельного топлива и мазута в странах Европы резко выросла и продолжает повышаться, в связи с чем производственные затраты уже достигли своего пика. Об этом 27 сентября сообщает эксперт-аналитик в области международных сельскохозяйственных и сырьевых рынков Олаф Зинке в статье, опубликованной на новостном портале Agrarheute.
Фермеры, предприятия и потребители борются со взрывом цен на энергоносители. Результат: резко возрастают затраты на производство, транспортировку и отопление. Подъемы не только в цене на природный газ и другие ископаемые виды топлива. Сельскохозяйственное дизельное топливо, мазут и электричество также стоят дороже, чем в течение многих лет. И «конца спирали расходов не видно», подчеркивает эксперт.
Одновременно цены на так называемые права на загрязнение, то есть на выбросы CO2, с начала года выросли вдвое и достигли нового рекорда в €62 за тонну. Очевидно, считает Зинке, это неожиданное последствие ужесточения Еврокомиссией целей по сокращению, с одной стороны, и резко возрастающего спроса на дефицитную ископаемую энергию (газ, нефть, а также уголь), с другой.
Цена на газ на главной европейской торговой площадке в Амстердаме с начала года выросла более чем в три раза. Оптовые цены в Германии и других европейских странах растут такими же быстрыми темпами, увлекая за собой другие затраты на энергию.
Таким образом, энергия внезапно стала дефицитным и дорогим товаром не только в Европе, но и во всем мире. Однако больше всего цены растут именно в Европе из-за специфической европейской энергетической политики.
В Великобритании некоторые более мелкие энергетические компании уже заявили о банкротстве, и на заправочных станциях образуются длинные очереди из-за нехватки бензина. В других сильно затронутых странах, таких как Италия, Испания, Франция и Польша, правительства уже обещают обширную государственную помощь и субсидии потребителям и пострадавшим компаниям.
Американский инвестиционный банк Goldman Sachs предупреждает в текущем отчете о возможных крупномасштабных отключениях электроэнергии в Европе предстоящей зимой. Европейский гигант удобрений, Yara International, объявил, что сокращает производство аммония на 40% из-за высоких затрат.
Цены на дизельное топливо являются чрезвычайно важным фактором затрат для фермеров и скотоводов. В середине сентября на заправках приходилось платить в среднем по €1,442 за литр — это были почти такие же высокие цены, как и на последнем рекордном максимуме в ноябре 2018 года, то есть около 3 лет назад.
Стоимость дизельного топлива повышается не только из-за резкого роста цен на сырую нефть и природный газ. Налог на выбросы CO2 также играет важную роль в формировании очень высоких цен на дизельное топливо и топочный мазут.
С ростом цен на СО2 эти расходы будут продолжать расти независимо от соответствующих цен на энергоносители и сырую нефть и должны более чем удвоиться к 2025 году — до €55 за тонну.
Но даже без налога на выбросы CO2 налоги на дизельное топливо уже высоки: при цене 140 центов за 100 литров налог на минеральное масло составляет не менее 47 центов, а НДС 22,4 цента — это 69,5 цента за литр.
Цены на мазут в этом году выросли такими же темпами, как и на дизельное топливо. В середине сентября компания Industry Service Tecson сообщила о ценах на мазут на уровне €78,8 за 100 литров. Это самые высокие цены с ноября 2018 года — тоже почти за 3 года. В августе в среднем нужно было заплатить €70 — это на 70% больше, чем в сентябре 2020 года.
По мнению Tescon, помимо низких мировых запасов и дефицита добычи нефти, рост цен на топочный мазут происходит также на рынке газовой энергии. Из-за очень высоких цен на газ некоторые компании пытаются перейти на нефть, в том числе для выработки электроэнергии.
На данный момент ситуация такова, что из-за высоких цен на газ ежедневно требуется дополнительно полмиллиона баррелей нефти. И вполне вероятно, что так оно и будет в течение отопительного сезона 21/22, сообщает Tescon.