Чем кончится конфликт «АрселорМиттал» и властей с карагандинскими шахтерами

Изображение: Nikolay Olkhovoy, wikimedia.org
ArcelorMittal_Temitau
ArcelorMittal_Temitau

Четвертый день продолжается подземная забастовка шахтеров Караганды, и путей решения конфликта пока не видно, сообщает 14 декабря Дойче Велле.

На сегодняшний день под землей бастует более шестисот шахтеров компании «АрселорМиттал Темиртау». Забастовка началась 11 декабря на четырех шахтах из восьми. Затем к бастующим присоединились остальные шахты.

Переговоры между представителями крупнейшей в мире металлургической компании ArcelorMittal и шахтерами пока результата не дали. К переговорам подключились также представители властей Казахстана. Но и им пока договориться не удалось.

Шахтеры выдвигают экономические и социальные требования. В частности, они требуют 100% повышения зарплаты, снижения пенсионного возраста с сегодняшних 63 лет до 50 лет. Всего в перечне требований 28 пунктов.

Руководство компании «АрселорМиттал Темиртау» условием продолжения переговоров поставило выход всех шахтеров из шахт.

Казахстанские политологи считают, что данная забастовка выявила серьезные проблемы во внутренней политике Казахстана и показала неэффективность властных инструментов как президентской партии «Нур Отан», так и органов власти на местах — маслихатов и парламента.

Казахстанский политолог Досым Сатпаев считает, что нерешение проблем шахтеров может повлечь отток квалифицированных рабочих как в другие отрасли, так и в Россию, где условия труда лучше.

Оппозиционер Амиржан Косанов говорит, что решение проблемы шахтеров находится полностью в руках текущей власти. И что «АрселорМиттал Темиртау» только формально является иностранной компанией, которая фактически принадлежит «верхушке казахстанской власти», а в случае, если власти и горняки не договорятся и не пойдут на компромисс, то может повториться сценарий, бывший в Жанаозене в 2011 году, когда экономические требования переросли в беспорядки.

Бывший редактор нескольких общественно-политических газет Гульжан Ергалиева считает, что власти сумеют договориться с шахтерами, так как они выдвигают исключительно экономические и узкопрофессиональные требования. Гульжан Ергалиева убеждена, что в Казахстане «не может быть никакого независимого либо гражданского протеста — все это шантаж кланов, связанных с внешними игроками».