Проректор вуза: инклюзия стала реальностью нашей жизни и в ней нужны НКО

Изображение: (gnu) Wknight94
Лесопилы с двуручной пилой
Лесопилы с двуручной пилой

«Фактом и реалией нашей жизни» и «проблемой практиков» назвала инклюзию Светлана Алехина, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по инклюзивному образованию на итоговом форуме «Сообщество» 2 ноября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Начиная разговор об инклюзивном образовании, Алехина сделала акцент на роли и ответственности родителей. «Всё больше и больше приходит детей в школы и с 2012 года, когда эта идея стала законодательно закреплена, родители принимают решение, в какую школу повести своего ребенка, у которого есть особые потребности, ограниченные возможности здоровья или есть ограничения в жизнедеятельсноти, которые мы называем инвалидностью», — заявила Алехина. Она добавила,что поэтому «все средства массовой информации должны работать на информированность и просвещенность родителей как людей, которые принимают решение и берут на себя ответственность за своего ребенка».

«Инклюзия стала фактом и реалией нашей жизни. Она стала не заботой политиков, она стала проблемой практиков», — добавила проректор МГППУ и перечислила основные проблемы.

Первой среди них Светлана Алехина назвала гражданскую ответственность родителей и отсутствие правовых механизмов регуляции отношений школы и семьи и подчеркнула, что на данный момент «договор со школой не имеет юридического статуса», что приводит к сложностям, если школа и родители не могут договориться.

Вторым было названо финансовое обеспечение в условиях, когда в рамках инклюзии ребенок приходит в школу «рассчитанную на стандарты». «Здесь возникает, конечно, вопрос экономической поддержки. Сегодня всё это отдано на уровень субъектов Федерации». По словам Алехиной, это вызывает «пестроту» в предоставлении льгот и нередко вынуждает родителей переезжать в другой регион страны.

Третьей проблемой названа «межведомственность». В частности, индивидуальная программа развития ребенка, по мнению педагога, должна быть не только образовательной, но и программой социального развития. Также необходимы единые действия специалистов.

В заключение Алехина сделала выводы о важности некоммерческих организаций во внедрении инклюзии.

«Социальное партнерство — это ключевой метод развития инклюзии во всем мире» — заявила она, добавив, что существует «масса возможностей в реализации услуг», в частности сопровождения детей и семей, организации досуга детей и спортивных мероприятий, но это «требует переговоров, договоренностей».

«Многие услуги, которые сегодня реализует школа, можно передать в сектор негосударственных усилий, НКО, общественным организациям», — подытожила проректор МГППУ.

Напомним, что 2–3 ноября в Москве проходит итоговый форум «Сообщество».

Форумы «Сообщество» ежегодно проводятся Общественной палатой Российской Федерации во всех федеральных округах РФ с целью выявления состояния развития некоммерческого сектора в регионах, обсуждения существующих проблем и возможных путей их решения, а также поддержки наиболее эффективных практик гражданской активности.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Заметим также, что возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплена в Законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Комментарий редакции

К сожалению, кажущаяся на первый взгляд благородной идея инклюзивного образования способна нанести серьезный удар по образовательному процессу в школах. Страдать от инклюзии будут как дети в обычных школах (ведь наличие в классе ребенка с некоторыми специфическими ограниченными возможностями может сорвать весь процесс обучения), так и сами дети с особыми потребностями. Для того чтобы максимально развить способности детей с некоторыми формами инвалидности, требуются наличие специальных педагогов и оборудования. В Советском Союзе была разработана уникальная научная школа и система подготовки таких педагогов. Были созданы специализированные школы, направленные на работу именно с детьми с особыми потребностями. Сейчас, в процессе внедрения инклюзии, множество таких школ разрушается. Нет никаких сомнений в том, что государство должно осуществлять усилия для интеграции детей с ограниченными возможностями в жизнь общества, но процесс интеграции не должен сопровождаться для таких детей нарушением одного из фундаментальных прав — права на достойное образование.