Эксперты объяснили необходимость развития системы ПРО США
Обзор национальной стратегии в сфере противоракетной обороны (ПРО) должен учитывать изменения общей ситуации и новые вызовы перед США, заявили эксперты Уолтер Слокомб и Роберт Суфер 10 сентября в статье для Breaking Defense.
Слокомб и Суфер работали в администрациях при президентах США Клинтоне и Трампе. Оба эксперта привели доводы в пользу синтеза подходов из предыдущих версий стратегии.
На сегодня для США центральным компонентом обеспечения безопасности страны является ПРО от угроз со стороны стран-изгоев. Это подтвердил Конгрессу министр обороны страны Ллойд Остин, пишут авторы. Они отметили, что администрация президента США Джо Байдена одобрила конкурс на разработку нового перехватчика Next Generation Interceptor (NGI).
Однако Пентагон, поддержанный Конгрессом, продолжает реализовывать программу продления сроков службы перехватчиков GMD, чтобы обеспечить защиту до постановки NGI на вооружение в 2028 году, добавили Слокомб и Суфер. Они указывают на возможность изменения курса Пентагона в зависимости от решений, которые администрации Байдена предстоит принять в ближайшие месяцы.
По словам авторов, есть немало критиков проекта NGI среди конгрессменов. Противники программы подвергают сомнению ее стоимость, эффективность, а иногда и саму необходимость существования национальной ПРО. Выступающие против совершенствования американской ПРО, предостерегают о возможности нарушить стратегическую стабильность в отношениях с Китаем и Россией, не достигнув при этом даже способности действительно сдержать возможности Северной Кореи.
Авторы приводят несколько доводов критикам развития ПРО. Прежде всего, по мнению Суфера и Слокомба, американские планы по развитию ПРО являются адаптивными к угрозам. Развертывание 20 дополнительных ракет-перехватчиков в сочетании с их совершенствованием и общей модернизацией системы Ground Missile Defense (GMD) позволят опередить развитие стратегических возможностей Северной Кореи.
Затраты на ПРО, считают эксперты, являются значительными, но их необходимо рассматривать без отрыва от контекста. Они оценивают общую стоимость программы NGI в $18 млрд за десять лет. В пересчете на годовые траты это составит 0,25% от среднего годового бюджета Пентагона. А если добавить к этому финансирование модернизации GMD — получится лишь 0,5%. Авторы считают такие затраты на защиту США от угрозы со стороны «страны-изгоя» небольшими.
Слокомб и Суфер напоминают об оценках эффективности системы ПРО для защиты США от межконтинентальных баллистических ракет КНДР, данных высшим американским руководством и Пентагоном. Они добавляют, что принятие на вооружение NGI дополнительно повысит защитные возможности США и позволит потенциально перехватить большее число ракет «агрессора». Россия и Китай, по мнению авторов, не будут серьезно обеспокоены небольшим ростом противоракетных систем США, поскольку обладают стратегическим потенциалом, позволяющим уверенно преодолеть американскую ПРО.
Наконец, сохранение программы NGI укладывается в стратегию США по сдерживанию прямой угрозе Вашингтону и союзникам США со стороны потенциальных держав-соперников. Эксперты считают важным фактором выстраивания отношений с союзниками США убеждение последних в готовности Вашингтона идти на риск ради союзных государств.
Добавим, программа работ над NGI была одобрена Пентагоном в марте 2021 года. Проект поддержали глава STRATCOM адмирал Чарльз Ричард и командующий NORTHCOM генерал Глен Ван Херк, в обязанности которых входит осуществление концепции «непрерывного управления» в случае потери дееспособности высшими лицами США. После разработки нового перехватчика Пентагон планирует развернуть 20 дополнительных ракет NGI в позиционных районах на Аляске и в Калифорнии.
Уолтер Слокомб был заместителем министра обороны США в администрации Клинтона с 1994 по 2001 годы. Роберт Суфер — старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, работал помощником министра обороны при Трампе с 2017 по 2021 год.