ВШЭ: живые лекции мешают преподавателям вести исследовательскую работу
О том, что работа со студентами на лекциях отрывает преподавателей от исследовательской деятельности, и это можно решить с переходом на онлайн-курсы, рассказал ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов, 2 октября сообщает «Коммерсантъ».
Отвечая на вопрос корреспондента на образовательной конференции EdCrunch 2018, Ярослав Кузьминов сообщил о поставленной ВШЭ перед собой цели — за 5 лет полностью отказаться от очных лекций. На смену живым лекциям придут онлайн-курсы. Причина кроется в низкой посещаемости лекций — в среднем по российским вузам лишь 15-17% студентов посещают их. «Коэффициент полезного действия у таких лекций даже в „Вышке“ низкий. Это никому не нужно, это профанация», — заявил Кузьминов.
Ректор ВШЭ считает, что загруженность на чтение 2-3 курсов мешает преподавателям большинства вузов не только заниматься исследовательской деятельностью, но и даже своевременно изучать современную научную литературу по своим направлениям.
Напомним, про цифровизацию образования рассуждают не только на уровне вузов, но уже и школ. На XIX Апрельской международной конференции, прошедшей в НИУ ВШЭ, издательство «Просвещение» ананосировало проект «Школы цифрового формата». Идея заключается в выборе образовательного курса индивидуально под ученика с учителем в виде помогающего ориентироваться наставника. Причем, образовательные курсы не составляются учителем на основе имеющихся материалов, а предоставляются в готовом виде. Проект предполагает передачу знаний из выбранных учеником при сопровождении педагога курсов взамен классическому взаимодействию в системе учитель — ученик, направленному не только на обучение, но и на формирование творческого человека.
О необходимости цифровизации школ заявили и в НИУ ВШЭ, и министр просвещения Ольга Васильева.
15-17% посещаемости лекций — это, конечно, очень низкий процент. Однако правильно было бы разобраться, с чем он связан, в каких вузах и у каких преподавателей он заметно выше среднего. Изучение вопроса вполне может открыть множество причин, таких как незаинтересованность студента в учебе, создание условий, при которых можно не посещать лекции и все сдавать, отсутствие интереса к предмету или студентам со стороны лектора.
Вместо изучения проблемы и способов ее преодоления предлагается отказ от лекций, на которых есть живой контакт преподавателя и студента, пусть и меньший, чем на практических занятиях, в пользу заранее подготовленных записей. Живой лектор может скорректировать курс. С ним можно пообщаться в перерыве, что очень важно, ведь многие вопросы возникают вот прямо сейчас и «остынут» до отдаленной по времени встречи. Преподаватель взаимодействует с аудиторией в целом, чувствует ее настрой и как-то реагирует. А с видеозаписью так не выйдет. Выходит, вместо решения наболевших проблем предлагается отказ преподавателей от студентов. Пока — в лекционной форме.
Особую остроту выступлению ректора ВШЭ придает заявление, что необходимость вести курсы для студентов мешает вести исследовательскую деятельность. Т.е. студенты мешают преподавателю. Перенося такую логику на другие сегменты общества, можно сказать, что пациенты мешают врачам, солдаты офицерам, а народ власти.
Живое взаимодействия с преподавателями способно зажигать, пробуждать интерес в студентах. Любящий свое дело профессор способен передать свою страсть будущим творцам, исследователям. А накачка заранее подготовленными знаниями, в лучшем случае, создаст качественный социальный автомат.