Эксперт провел параллели между текущим и 7-летним обострением в Израиле

Изображение: pxhere.com
Нож в спину!
Нож в спину!

Нынешняя волна терроризма очень похожа на ту, которая захлестнула Израиль в 2015–2016 годах, заявил глава Форума палестинских исследований в Центре Моше Даяна и старший аналитик Института политики и стратегии IDC в Герцлии Майкл Мильштейн 14 апреля в интервью газете The Jerusalem Post.

Израиль сталкивается с той же угрозой «одинокого волка», которого социальные сети и другие каналы подстрекают к совершению терактов. Но в то время, как «интифада ножевых ранений» 2015–2016 годов проводилась молодежью, которая в основном наносила ножевые ранения израильским силам безопасности и гражданским лицам, на этот раз это мужчины в возрасте от 20 до 30 лет, которые используют автоматическое оружие и пистолеты.

«Мы все еще сталкиваемся с той же угрозой, потому что мы не сталкиваемся с военными крыльями ФАТХА, Палестинского исламского джихада (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или ХАМАСа. Но, с другой стороны, это совсем другая волна террора, потому что те, кто совершил теракты, используют не ножи, а пистолеты и [другое] огнестрельное оружие», — сказал исследователь.

«Что также отличается, так это израильско-арабские граждане, которые совершают нападения. Террористические акты, совершенные израильскими арабами, были авангардом этой волны. Они — те, кто начал эту волну», — добавил эксперт.

По словам Мильштейна, нет четкой причины для этой волны терроризма, поскольку и в Иерусалиме, и в секторе Газа относительно спокойно.

«Единственные две причины, о которых я могу думать, — это драматическое подстрекательство, продвигаемое ХАМАСом, которое очень эффективно действует на молодежь, и модель подражания» смертоносному нападению в Беэр-Шеве, где четыре человека были зарезаны ножом несколько недель назад.

Чтобы положить конец этой волне без дальнейших нападений, силы безопасности — ЦАХАЛ, Шин Бет и Израильская полиция — сосредоточивают свое внимание на северной части Западного берега и палестинских городах Дженин, Наблус, Хеврон и Тулькарм и прилегающих к ним деревнях.

Район Дженин, по словам Мильштейна, «был символом борьбы против Израиля. Это всегда был центр террора и хаоса».

Но, по его словам, за последний год произошли два основных события, которые значительно осложнили ситуацию: смешение террористических группировок внутри Дженина, которые «работают как коалиция террора», приверженная идее сопротивления, и неспособность Палестинской администрации взять ситуацию под контроль.

«Сочетание растущей мощи террористических группировок и неэффективности ПА в Дженине привело к тому, что он стал столицей террора и хаоса на Западном берегу», — подчеркнул Мильштейн.

Уже до начала насилия израильские силы безопасности расправлялись с палестинцами, подозреваемыми в причастности к терроризму, арестовав с начала года более 1100 человек, сообщает Walla News.

Согласно отчету, только за последний месяц было арестовано 300 палестинцев.

Для сравнения, в прошлом году было арестовано в общей сложности 2288 палестинцев, что немного больше по сравнению с 2277 палестинцами, арестованными в 2020 году.

Резкое увеличение числа арестов произошло после того, как ЦАХАЛ отдал приказ войскам арестовывать любого палестинца, причастного к терроризму.

Военные усилили войска на Западном берегу 16 боевыми батальонами, включая спецназ из подразделений коммандос. Офицеры из Шин Бет работают вместе с военнослужащими из подразделения военной разведки 8200, следя за социальными сетями и другими источниками, чтобы выявить потенциальных злоумышленников и остановить их заранее.

Подразделения боевой разведки также сосредоточили свое внимание на нестабильных районах.

В попытке предотвратить террористические нападения Армия обороны Израиля продолжает проводить рейды в палестинских деревнях на севере Западного берега.

В 2021 году военные конфисковали средства на финансирование терроризма на сумму более 11 млн шекелей, 397 единиц оружия и уничтожили девять заводов по производству оружия.

Теперь ЦАХАЛ имеет целью не только само оружие, но и арестовывает поставщиков оружием и тех, кто занимается его продажей. В ходе рейдов за последние несколько недель военнослужащие конфисковали десятки единиц оружия.

Значительное увеличение численности войск позволяет военным проводить наступательные операции на Западном берегу и размещать войска вдоль барьера безопасности, чтобы помешать палестинцам проникнуть в Израиль.

Войскам были даны четкие инструкции не допускать незаконного пересечения границы с Израилем всеми без исключения палестинцами, и им было приказано, в случае необходимости, стрелять в нижнюю часть тела нарушителей. В среду в Дженине также были разбросаны листовки с предупреждением о том, что любой, кто приближается к барьеру, «подвергает свою жизнь непосредственной опасности».

Помимо весьма вероятной возможности полного закрытия Западного берега во время Песаха и Дня независимости, как это делается каждый год, оборонное ведомство работает над несколькими способами, чтобы остановить нынешнюю волну насилия, охватившую улицы Израиля.

В связи со всеми смертоносными нападениями, происходящими в крупных городах, ЦАХАЛ усилил израильскую полицию примерно 1000 военнослужащими из элитных подразделений, проходящих подготовку. Эти элитные подразделения включают Сайерет Голани, Шалдаг и подразделения коммандос, такие как Дувдеван и Эгоз. Эти силы будут присутствовать в таких местах, как синагоги, торговые центры и другие места, где собираются большие массы людей.

Кроме того, кабинет безопасности на этой неделе утвердил план на 360 млн. шекелей по укреплению и ремонту защитного барьера, который проходит вдоль части Зеленой линии и уже много лет находится в аварийном состоянии.

Во вторник военные объявили о еще большем усилении войск, направив на Западный берег два батальона и две роты пехоты и саперов, чтобы оставаться там до тех пор, пока не будет установлен 40-километровый барьер.

В то время как ЦАХАЛ отменил отпуска для боевых подразделений на Западном берегу до Дня независимости Израиля в начале мая, вполне вероятно, что военная операция «Сломай волну» будет продолжаться и после этого. И если это окажется так, у ЦАХАЛа не будет иного выбора, кроме как призвать резервные войска, отмечает газета.

Призыв резервных войск для участия в операции на Западном берегу может напоминать операцию «Оборонительный щит», которая была начата после взрыва в Парк-отеле 20 лет назад.

«Израиль после Рамадана должен рассмотреть возможность проведения широкой операции, которая будет сосредоточена на Дженине, — сказал Мильштейн. — Мы хотим избежать распространения феномена Дженина на остальную часть Западного берега. Мы должны рассмотреть возможность проведения операции, которая также будет сосредоточена на Палестинском исламском джихаде (организация, деятельность которой запрещена в РФ) базирующемся на севере Западного берега, главным образом в Дженине».

До тех пор Израиль будет действовать решительно, чтобы остановить терроризм, следя за тем, чтобы его наступательные операции не способствовали дальнейшему насилию и не привели к полномасштабному взрыву на палестинской улице. Потому что, если это произойдет, насилие не ограничится Западным берегом, добавляет The Jerusalem Post.