«Картинка на мониторе не заменит учителя!» — в Саратове обсудили ЦОС
Резкой критике подвергли дистанционное обучение и цифровые образовательные технологии участники встречи с представителями общественности, организованной ОООЗС «Родительское всероссийское сопротивление» 11 июня в Саратове, передает корреспондент ИА Красная Весна.
Участники встречи, среди которых были преподаватели высшей и средней школы и сферы дополнительного образования, поделились своим опытом применения цифровых образовательных платформ и оценили их влияние на уровень знаний и здоровье учащихся.
Людмила — врач и преподаватель высшей школы, кандидат медицинских наук и мать пятерых детей, высказалась категорически против геймификации в школьном образовании (т.е. использовании развлекательных и игровых технологий в учебном процессе). Геймификация, по ее словам, исподволь проникала в учебный процесс с конца 90-х годов, а сейчас о ней стали говорить в открытую. Она пояснила, что в процессе обучения учащиеся должны не играть, а совершать усилия и постоянно преодолевать себя, чтобы стать образованными людьми, а главное — личностями.
«Мы должны воспитывать волевого человека, — заявила докладчица. — Поэтому в школе, колледже, вузе игры не должно быть вообще».
Она также поделилась негативным опытом так называемого «непрерывного образования». По ее словам, в медицине оно приводит к тому, что врач вынужден постоянно отвлекаться от реальной практики ради получения баллов «повышения квалификации», качество которого оставляет желать лучшего.
«Ты либо вебинар слушаешь и получаешь какие-то глупые „баллы“, либо ты прием ведешь! То есть это стресс и вообще непонимание того, что происходит», — с негодованием отметила врач, пояснив, что вебинары часто накладываются на дежурства и приемные часы.
Анастасия — педагог сферы дополнительного образования, с возмущением отозвалась о периодах дистанционного обучения. Она рассказала о невозможности объяснить детям через экран важные детали творческого процесса. По ее словам, у ее воспитанников снизилась успеваемости и почти полностью потерялась мотивация.
«Если дополнительное образование, да и любое образование, перевести на самообучение — на дистанционку, — ничего не получится. Занимаются только самые ответственные, да и те без полной отдачи. Сообщениями и звонками через интернет сложно что-либо внятно объяснить; даже отличники и дети, занимающиеся с охотой, при этом плохо воспринимают информацию. Иногда понимают ее с точностью до наоборот. Как можно правильно оценить работу, если ты видишь не сам рисунок ребенка, а фотографию? Неверно передаются цвета, искажаемые экраном, и пропорции. Совместная работа педагога и ученика сводится к нулю!», — с возмущением констатировала педагог.
По ее мнению, без поддержки коллектива, без направляющего взгляда учителя, без сильного авторитета никто, даже взрослые, не способны получить необходимые знания и навыки.
«Переводить дополнительное образование на дистанционку как минимум бесполезно, так как обучение требует от человека совершать усилия над собой. Обучение творческому процессу требует особой обстановки и особой атмосферы в коллективе — дети лучше и быстрее раскрывают свой потенциал в группе. Этого просто невозможно добиться в домашней обстановке», — заключила педагог.
Вера — инженер с двумя высшими образованиями и мать двоих детей, заявила, что качество дистанционного образования не выдерживает никакой критики.
«Мы вернулись в детский сад… По заданиям — мы вернулись в детский сад. Вместо оценок какие-то баллы непонятные набирать надо…» — рассказала она свой опыт столкновения с цифровыми платформами, пояснив, что никто не объяснил толком новых «правил» и принципов обучения.
Она поделилась с участниками, что от нервного напряжения у ее ребенка появились проблемы со здоровьем, а также он стал более замкнутым и необщительным.
«Я пришла к тому, что учителя не заменит никто — ни мама, ни папа, ни бабушка, ни любимый друг, ни, тем более, картинка в мониторе!» — сделала вывод участница круглого стола. Она добавила, что одноклассники, которые сидят вокруг ребенка за партами, тоже являются неотъемлемой частью воспитательного процесса.
«Более того, само здание школы — это как портал в жизнь, в которой нет мамы, нет кухонных запахов, нет разбросанных вещей! Совершенно другая атмосфера для ребенка, без которой он не станет тем, кем мы хотим его видеть. Без этого он не вырастет гражданином», — подвела она итог своему выступлению.
Напомним, согласно федеральному проекту, до 31 декабря 2022 года ЦОС должна быть внедрена в 14 пилотных регионах, среди которых Саратовская область не числится.
Тем не менее, согласно паспорту регионального проекта ЦОС в Саратовской области, опубликованному на сайте областного правительства, до 2024 года «целевая модель» ЦОС должна быть внедрена в 100% образовательных учреждений Саратова. При этом доля учащихся школ и техникумов (колледжей), обучающихся по «индивидуальным образовательным траекториям» в рамках ЦОС, за тот же период должна быть доведена до 90%.