Антисоветский мультфильм латвийского режиссера претендует на «Оскар»
Премию «Оскар» может получить латвийско-норвежский анимационный фильм режиссера Илзе Бурковски-Якобсене «Моя любимая война», 8 января сообщает Baltijas Balss.
Мультфильм «Моя любимая война» вышел на экраны в 2020 году. На его создание Бурковски-Якобсене потратила около шести лет. Продолжительность картины составляет 80 минут.
По словам режиссера, мультфильм носит автобиографический характер и посвящен истории Латвии 70–80-х годов. В своей картине Бурковски-Якобсене представляет СССР как авторитарное и мрачное государство, в котором жизнь детей омрачена постоянными разговорами о войне и подготовкой к ней. Естественно, что распад Советского Союза в мультфильме оценивается как освобождение Латвии и начало свободной жизни.
В одном из интервью Бурковски-Якобсене озвучила свое мнение о том, почему многие граждане Латвии были членами коммунистической партии: «Рассказы моих родителей — это истории миллионов других людей, которые были членами Коммунистической партии, но лично не считали себя коммунистами. Исторические и политические выборы не оставили им выборы. Это было реальностью».
Характерным моментом мультфильма является разговор главной героини со своим дедушкой. Дедушка показывает своей внучке помидор и редиску и говорит: «Илзе, кем ты хочешь стать? Как помидор, полностью красной? Или как редиска, красной только снаружи?»
Мультфильм «Моя любимая война» уже был награжден на международном фестивале анимационного кино в Анси. Картина получила премию в категории Contrechamp.
Бурковски-Якобсене родилась в Латвии в 1971 году. Живет и работает в Норвегии и Латвии. В 2018 году она получила международную премию Emmy за фильм «Мое тело принадлежит мне».
Позиция официальных латвийских властей по отношению к Советскому Союзу не меняется на протяжении всего постсоветского времени. В Латвии официально называют этот исторический период «оккупацией».
Мультфильм «Моя любимая война» создан в рамках данной идеологической концепции и по факту является инструментом продолжающейся холодной войны. Обвиняя советскую власть в навязчивой и агрессивной пропаганде, режиссер не заметила (или не захотела замечать), что сама создала абсолютно пропагандистский продукт.
При всей критике советского периода Латвии ни власти страны, ни Бурковски-Якобсене не могут объяснить, почему «освободившаяся» Латвия существует в состоянии непрерывного демографического кризиса и занимает первые строчки в рейтингах по распространению наркотиков и алкоголизму среди населения.