Sud Ouest: французская граница оказалась ультрапористой для мигрантов

Оноре Домье. Эмигранты или беглецы. 1850
Оноре Домье. Эмигранты или беглецы. 1850
Оноре Домье. Эмигранты или беглецы. 1850

Граница между Францией и Италией, несмотря на все старания государств, не помешала мигрантам пересекать ее, заявили социологи Дидье Фассен и Анн-Клэр Дефоссез, 29 февраля пишет французская газета Sud Ouest.

Попытки Франции закрыть для мигрантов границу с Италией ни к чему не привели, несмотря на постоянное ее восстановление. Француз Фассен и немка Дефоссез решили понять, как это происходит. Исследование, проведенное ими, показало странное сочетание человечности и жестокости по отношению к тем, кого они назвали «изгнанниками».

Для начала они сравнили два происшествия, связанных с гибелью людей. В одном случае это было саморазрушение подводного аппарата «Титан» в ходе погружения 18 июня 2023 года на место, где ранее затонул «Титаник». В тот день погибло 4 человека. Четырьмя днями раньше затонул старый траулер «Адриана», на борту которого находилось 750 мигрантов, стремящихся найти свое будущее в Европе. Четверым погибшим, с одной стороны, было уделено колоссальное внимание средств массовой информации, не считая миллионы евро, потраченных на их спасение. Для более пятисот утопленников, с другой стороны, лишь несколько тем в прессе и минимум средств на спасение выживших.

Те, кто выжили, все-таки попали в Европу и пошли дальше, во Францию. На их пути встали Верхние Альпы, как место пересечения границы между Италией и Францией. С середины 2010-х годов они использовались для проникновения во Францию в основном мигрантами из стран Африки к югу от Сахары, Магриба, Ближнего Востока и далекого Афганистана.

«Это были изгнанники, потому что они выбрали неопределенный путь и принудительно заставили себя идти им», — подчеркнули социологи.

Французское государство, с их точки зрения, хотя и демонстрировало свою готовность противодействовать въезду иностранцев на свою территорию, но, по правде говоря, как заметили исследователи, оно мало что контролировало. Граница оставалась ультрапористой. Даже власти признавали, что почти все мигранты проходили через нее.

Достаточно было повторить попытку проникновения через границу три или четыре раза, даже после возвращения в Италию после задержания, как мигрант оказывался во Франции, сумев в итоге избежать полицейских и жандармов. Парадокс был в том, что правоохранителям уже самим было все равно, кто перед ними: «легальный» или «нелегальный» мигрант.

Больше всего от этого страдало государство. По оценкам Фассена и Дефоссез, в 2022 году каждая депортация такого «путешественника» обходилась французскому налогоплательщику в €13,9 тыс. (1,4 млн руб.) И эти деньги уходили впустую. Часто высылаемые просто не доезжали до своей родины, пункта назначения.