Британские ученые выявили роль учителя в эволюции древнего человека

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Наука
Наука

Человеческая способность обучать зародилась и эволюционировала только с появлением сложных орудий. Такой вывод следует из экспериментального исследования британских антропологов из университета Эксетера, сообщает 18 ноября научный журнал Royal Society.

Целью исследования стал один из ключевых процессов становления вида Homo sapiens и его предков, известный как «кумулятивная культурная эволюция». Исследователей интересовал вопрос, на каком этапе возникла и как оказала влияние на данный процесс способность человека предавать знания через целенаправленное обучение.

Эксперимент показал, что появление кумулятивной культуры в общем виде не зависит строго от обучения, но на определенном этапе она сама порождает условия для осуществления отбора в сторону развития данной способности. Переломным этапом стало появление сложных орудий, после чего процесс культурной эволюции резко ускорился.

В эксперименте антропологов приняли участие более 600 добровольцев разного возраста и пола, выбранных случайным образом из различных социальных сред. Участникам была поставлена задача изготовить несколько типов «первобытных» орудий.

При постановке задачи испытуемым использовались разные способы передачи информации, от простой демонстрации орудия, до показа процесса изготовления с соответствующим общением между учеником и обучающим. Информация передавалась участниками друг другу по цепочке, таким образом было создано десять поколений каждого изделия.

В результате было выяснено, что для эволюции примитивных орудий процесс целенаправленного обучения в общем не важен. Такие инструменты постепенно совершенствовались, но в итоге все изменения сходились к общему оптимальному дизайну. Это хорошо согласуется с данными о том, что после возникновения первых примитивных орудий они не изменялись на протяжении сотен тысяч лет.

Иная тенденция выявлена для сложных изделий. Их совершенствование оказалось напрямую связанно с процессом социального обучения. Только в этом случае результатом становилось появление новых высокоэффективных дизайнов. Таким образом способность учить стала важным эволюционным фактором в ходе естественного отбора только при появлении сложных орудий.