Жители России могут столкнуться с дефицитом алкоголя с 1 января
Изменения в ГОСТах, касающиеся алкогольной продукции, которые должны вступить в силу уже с 1 января 2022 года, могут повлечь за собой дефицит алкоголя на прилавках, сообщает 4 декабря «Российская газета».
Новые правила потребуют новой маркировки на контрэтикетках на всей продукции отечественного или импортного производства. Алкогольную продукцию, которую не успели купить до 1 января со старой контрэтикеткой, придется снабжать дополнительным стикером — наклейкой с указанием новой информации, пояснил председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
По мнению Шапкина, это приведет как минимум к повышению цены на продукцию, а как максимум — к дефициту товара. Производители алкогольной продукции просто не успеют до 1 января переклеить контрэтикетки, а торговые сети вполне могут отказаться принимать продукцию «вне закона», поясняет эксперт.
Кроме того, для торговых сетей стикеры — это дополнительные проблемы. Они могут отклеиваться, информация может быть указана не та, что может повлечь штрафы. Поэтому продукцию с дополнительными наклейками торговые сети стараются не принимать.
Все новые ГОСТы и изменения были подготовлены в поддержку технического регламента о безопасности алкогольной продукции. Он должен был вступить в силу с 1 января 2022 года. Но 2 декабря Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) согласился перенести его вступление на два года — до 1 января 2024 года.
Технический регламент разработали 10 лет назад. Он уже сильно устарел, так как с тех пор было принято много новых изменений в российском законодательстве, что не учтено в техрегламенте, а технология производства сильно изменилась.
Минфин пояснил, что принятый в 2018 году регламент содержит технические ошибки и неточности, которые могут привести к сложностям при производстве алкогольной продукции.
Однако участники рынка не паникуют. «Никаких проблем с сетями нет, и дефицита мы не ждем», — говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. Обычно в подобных ситуациях, если есть какая-то проблема с маркировкой или другими изменениями в правилах продажи алкоголя, торговые сети заранее направляют поставщикам письма о том, что в случае отсутствия возможности продавать продукцию, она будет возвращена.