Кургинян объяснил, почему нельзя приравнивать революцию к смуте

Иван Владимиров. Буржуазия на трудовой повинности. 1920 год
Иван Владимиров. Буржуазия на трудовой повинности. 1920 год

Революция и смута — это очень разные вещи, революция является частью исторического процесса, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 25 июля в выпуске авторской программы «Предназначение».

По его словам, приравнивать революцию, в том числе произошедшую в нашей стране, к смуте, как это делает российское руководство под воздействием определенных философов белогвардейского или консервативного характера, в корне неверно.

«Революция и смута — это очень разные вещи. Революция — часть исторического процесса и фактически неотменяемая часть исторического восходящего процесса. Ее актором, тем, что осуществляет эту революцию, является так называемый могильщик», — пояснил Кургинян.

Такой могильщик порождается историческим процессом, в ходе которого возникают новые производительные силы и их собственники, отметил он.

«Государство во имя того, чтобы не загреметь под фанфары под атаками другого государства, этого хозяина новых производительных сил, начинает пестовать, оно создает могильщика. Феодализм создавал могильщика в виде буржуазии», — рассказал политолог.

Он уверен, что феодализм не мог бы обойтись без буржуазии, потому что нуждался в мануфактурах, военных производствах, новых городских укладах. Политолог привел пример французского короля, который создал Генеральные штаты, чтобы буржуазия санкционировала ему проведение войны и дала деньги на эту войну.

«Возникал могильщик, и этого могильщика приходилось вскармливать, потому что шел исторический процесс конкуренции между государствами. И если ты не вскормишь этого могильщика, то тебя уничтожит другое государство», — заключил Кургинян.

По мнению Кургиняна, из крупного поражения, которое нанесло травму всему обществу, есть два пути: либо реабилитация, либо деградация. Если происходит деградация, которая охватывает все сферы жизни, то ее можно именовать системным регрессом, пояснил он.

«Всё, что происходит при таком системном регрессе, находится по ту сторону обычных представлений об историческом процессе, который может развиваться в двух формах — эволюционной и революционной», — уверен политолог.