Генетически измененная пища может вызвать катастрофу — эксперт
Об опасности усиления и возникновения новых токсинов и аллергенов при редактировании генов, а также о возможных катастрофических последствиях для общественного здравоохранения предупредила британская журналистка и эксперт в области пищевой промышленности Джоанна Блайтман в своей статье, опубликованной 22 августа в издании The Herald.
«Представьте себе, что у вас есть пара волшебных ножниц, которые позволят вам „улучшить“ натуральную пищу. С помощью этих ножниц вы можете вырезать всё раздражающие в ней и вставить желаемые новые характеристики: более высокие урожаи, лучшие питательные свойства и так далее. Теоретически говоря, сейчас у нас есть такая технология: редактирование генов или геномов. Наиболее известным из этих „молекулярных ножниц“ на сегодняшний день является CRISPR, но есть и другие», — пишет Блайтман.
Несмотря на дипломатически непрозрачное новое название, продолжает эксперт, редактирование генов — это мощная генная инженерия, только лучше рекламируемая. Но если свободные торговцы и влиятельные корпорации добьются от Вестминстера своего и отменят закон, который в настоящее время регулирует генную инженерию, то продукты с генной редакцией могут получить зеленый свет, без маркировки, прямо до английских тарелок, так что большинство людей не поймут, что они это едят.
«Менее крахмалистый картофель и кукуруза, свинина от супер-мускулистых свиней, острые помидоры и грибы, которые сопротивляются подрумяниванию, являются некоторыми передними бегунами. На самом деле грибы уже обошли регулирование Министерства сельского хозяйства США», — размышляет эксперт.
Сторонники данной технологии утверждают, что редактирование генов — это точная, безопасная технология с предсказуемыми результатами. Они говорят, что вносят очень незначительные изменения в генетический состав продуктов питания, просто имитируя то, что может произойти в результате естественной мутации.
«Не волнуйтесь, однако, они уверяют нас, что редактирование генов несет не больше риска, чем обычная селекция. На самом деле, нет никаких доказательств в поддержку этого кощунственного утверждения, потому что не было проведено никаких исследований кормления ни на людях, ни на животных», — сердится Блайтман.
Журналист приводит мнение лондонского молекулярного генетика доктора Майкла Антониу. Он обратил внимание на растущее количество научных исследований, являющихся золотым стандартом, которые подчеркивают непреднамеренные и потенциально опасные риски, связанные с продуктами, отредактированными генами. Эти лабораторные искусственные вмешательства, далекие от точности и предсказуемости, повреждают ДНК растений или животных не только в предполагаемом месте генетического изменения, но и в других местах.
Редактирование генов изменяет то, как функционируют гены, которые могут создавать новые аллергены и токсины. Европейская сеть ученых по социальной и экологической ответственности — 61 ведущий международный ученый — выразила серьезную озабоченность. Они говорят, что радикальная природа генно-модифицированных изменений может привести к «неожиданно высоким уровням» известных токсинов или даже к созданию новых.
«Итак, суть здесь заключается в том, что существует толчок к тому, чтобы подсунуть генно-модифицированные пищевые ингредиенты в нашу пищу, без маркировки, скорее всего, тайно запрятанные в многокомпонентных, ультра-обработанных продуктах, исходя из предположения, что они не представляют никакого риска. До сих пор широкая публика пребывает в блаженном неведении», — ужасается специалист.
Блайтман считает, что для обеспечения общественной безопасности и целостности продуктов питания, которые мы едим, абсолютно необходимо, чтобы все ингредиенты из генетически модифицированных культур, растений или сельскохозяйственных животных подвергались самой строгой оценке риска.
«Эти новые изобретения должны быть жестко регламентированы, с системами отслеживания и мониторинга, чтобы в случае генетически модифицированной катастрофы общественного здравоохранения розничные торговцы могли эффективно отзывать продукцию», — требует эксперт.
«Самое главное, что генетически модифицированная пища должна быть четко маркирована как генетически модифицированная, чтобы мы могли сами выбирать, готовы ли мы ее есть. Не знаю, как вы, а я — нет», — выразила свое мнение известная журналистка.